Оба молодых человека родились и выросли в Федеративной Республике, для обоих немецкий язык является родным, оба окончили одну и ту же школу с одними и теми же средними оценками, оба написали одинаковые заявления о прохождении практики. Но Тим Шультхайсс (Tim Schultheiss) в итоге получил место для обучения на специалиста по мехатронике, а его одноклассника – Хакана Ильмаза (Hakan Yilmaz) – даже не пригласили на собеседование в отдел кадров.
Приблизительно так звучит главный вывод очередного социологического исследования, проведенного Экспертным советом Немецких обществ интеграции и миграции (SVR), образованным в 2008 году и ежегодно проводящим схожие опросы.
На этот раз под прицел исследователей были взяты 1794 немецких предприятий, работающих в сфере мехатроники, науки, основанной на синергетическом объединении узлов точной механики с электронными, электротехническими и компьютерными компонентами.
В адрес различных фирм этой отрасли были разосланы заявления о приеме на обучение, подписанные вымышленными именами, в том числе с именами явно турецкого происхождения. Оказалось, что последние в результате намного реже, чем их немецкие сверстники, получали приглашение на собеседование, но намного чаще отказы в приеме на обучение.
Так, было подсчитано, что кандидат с немецким именем для первой встречи с потенциальным работодателем вынужден был писать пять заявлений. Для соискателя с турецким именем эта цифра увеличивалась до семи. Отказ в месте для производственной практики получали 37% немецких претендентов, при 41,7% соискателей с иностранными фамилиями. Вообще не отвечали работодатели на 36,5% «немецких заявок» и на 40,1% – ненемецких.
Эта ситуация является абсолютно вопиющей, уверены авторы исследования. «Если квалифицированным кандидатам отказывают от собеседования только лишь по причине их иностранных имен, то речь нужно вести об огромных потерях на рынке труда», – резюмируют социологи. На конец прошлого года 21 тысяча молодых людей в Германии не могли найти себе место для производственной практики, что на 5400 человек больше аналогичных показателей 2012 года.
При этом 33 500 мест для практики на начало этого года, по данным Торгово-промышленной палаты Германии, так и остались не занятыми.
Исследование четко показывает, что из-за дискриминации потенциальных работников с иностранными именами страдают не только претенденты, но и сами работодатели, подчеркивают социологи.
Для борьбы с этой дискриминацией предлагается, в частности, сделать обязательным повсеместное введение так называемых «анонимных» заявлений о приеме на обучение, которое бы не содержало имени соискателя. Кроме того, рекомендуется усилить кооперацию мелких и средних предприятий со школами, увеличивая число дней обязательной школьной практики.