Кризис на Украине не заканчивается, и возникают новые очаги напряженности, например, в расположенном на востоке страны Донецке. Как и в Крыму месяц тому назад, в Донецке пророссийски настроенные активисты устроили массовые акции протеста. Демонстрируя силу, они заняли административные здания, заявили о своем несогласии с киевским правительством и потребовали присоединения к России. Если Кремль планировал отсекать часть за частью территории в целях захвата Украины, то ему это удается. На фоне слабой реакции НАТО (некоторые, однако, считают, что НАТО «хватило через край»), Россия отколола от Украины ее регион, аннексировала его, нарушила признанные международным сообществом границы, выдвинула свои войска за пределы собственной территории. Почему она не может так же повести себя на востоке Украины? На равнине, заселенной пророссийски настроенными гражданами, регулярные подразделения российской армии могли бы очень быстро продвинуться, не встречая больших препятствий со стороны неподготовленных украинских войск. На стороне россиян были бы и симпатии местных жителей.
В ожидании ближайших шагов Кремля политический противник российского президента Владимира Путина шахматист Гарри Каспаров немногое может сделать. Он не принимает участия в политике (по своей воле), его высказывания подвергаются цензуре средствами массовой информации. Он может только обращаться к западной публике, стараясь, чтобы его поняли. Его статья «Пора остановить Путина», опубликованная в Washington Post, — это руководство по внешней политике для западных правительств доброй воли. Каспаров убежден, что западные стратеги регулярно совершают две ошибки.
Первая ошибка заключается в том, что они считают Владимира Путина разумным лидером, чья политика направлена на максимальное соблюдение национальных интересов России. Это не так. Все прогнозы его будущих шагов никогда не оправдывались. Все утверждения в духе «вряд ли он на это пойдет» потом опровергались фактами. Путин заинтересован только в том, чтобы удержать власть. Он так непропорционально отреагировал на события на Майдане, потому что боится его повторения на Красной площади в Москве. Поэтому он готов пойти на риск и развязать непредвиденную и иррациональную войну вне территории России. Вторая ошибка Запада заключается в желании самоустраниться, в отсутствии смелости, что проявилось во всей своей неприглядной очевидности во время конфликта в Ираке и в войне против терроризма. Сегодня большая часть американского и европейского правящего класса убеждена в том, что она не может сделать ничего конкретного, чтобы остановить наступление России. Направленные на разрядку напряженности заявления Джона Керри и Барака Обамы только укрепляют Путина во мнении, что перед ним находятся слабые противники, и что он и дальше может почти беспрепятственно идти по пути политики аннексии Украины.
По мнению Каспарова, нужно сделать немного, и без риска развязать войну. Если все, что нужно Путину, — это сохранение власти, то нужно расколоть его окружение, прибегнув не к войне, а к персональным санкциям. Если нанести удар по людям Путина, полностью заморозить их огромные доходы и амбициозные инвестиции на Западе, то они встанут перед выбором: или биржа - или верность лидеру. Многие из них (вовсе не фанатичные идеалисты) в конце концов могут сделать выбор в пользу биржи. «Западным лидерам нужно лишь проследить за финансовыми интересами людей из окружения Путина и нанести по ним точечные удары, не забывая их родственников, часто являющихся собственниками богатств за рубежом. Нужно устраивать проверки компаний элиты Путина», — пишет Каспаров. Речь не идет о том, чтобы вести кровопролитные войны или нарушать экспортно-импортный обмен с Россией. Нужно только нанести удар по немногим (темным) лицам. Сегодня этого бы хватило. Мы пойдем на это? Кто знает...