Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Милош Земан: рассуждающий и мечтающий

© Фото : East NewsПрезидент Чехии Милош Земан
Президент Чехии Милош Земан
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В условиях украинской асимметрии Запад находится в чрезвычайно невыгодном положении. С военной и логистической точек зрения, русские уже де-факто на месте. С тактической точки зрения, у Москвы есть одно преимущество – решимость прибегнуть к силе. Точно так же Запад проигрывает стратегически, потому что, в отличие от Москвы, где президент точно знает, зачем ему Украина, у западных политиков общей задачи нет.

Президент Земан – странный парень. Большую часть времени прагматик, реалист и даже циник. Вместе с тем, у него бывают мгновения помешательства. Или он просто до смерти любит послушать самого себя. Для прогнозиста это черта забавная, для политика и верховного главнокомандующего - скорее, опасная.

Милош Земан смотрит на Украину. И, с одной стороны, очевидно, что он - старательный студент реальной политики Генри Киссинджера. Крым мы уже не рассматриваем, он всегда был российским, и не будь глупого решения Никиты Хрущева, Владимиру Путину не пришлось бы теперь более или менее по праву возвращать полуостров. А что касается Украины, так там нам не избежать «финляндизации», что в данном случае означает определенную степень федерализации и общее влияние и Запада, и России. Здесь Земан - а-ля Киссинджер. Хотя такая позиция несколько игнорирует мнение самих украинцев, но такова уж «реальная» политика.

Но потом наступает – хоть уже и известный, но все еще странный и неизученный – тик Милоша Земана, воинственного и решительного. При военном вступлении Владимира Путина на Украину президент Земан отправил бы против российских частей войска НАТО. Точка, ястреб высказался. Президент Чехии смело моделирует вторжение Альянса уже тогда, когда большинство западных политиков еще не знают, что в случае эскалации российских действий действительно может произойти. Скорее всего, последовали бы жесткие санкции, экономические и другие возможные последствия для ЕС уже бы не рассматривались. И что, военная техника НАТО стала бы продвигаться к Донецку? Факт остается фактом: никто в здравом уме не может даже вообразить такое.

Речь идет о непроизнесенной, но очевидной правде. В условиях украинской асимметрии Запад находится в чрезвычайно невыгодном положении. С военной и логистической точек зрения, русские уже де-факто на месте. С тактической точки зрения, у Москвы есть одно преимущество, один важный инструмент, а именно – решимость прибегнуть к силе. Точно так же Запад проигрывает стратегически, потому что, в отличие от Москвы, где президент точно знает, зачем ему Украина, у западных политиков нет одной общей задачи.

Это не означает, что надо сидеть, сложив руки. Но всю политическую волю и энергию теперь необходимо направить на действительно достижимые цели. И это как раз должны быть: договоренность о жестких санкциях (и сила настаивать на них), усиление присутствия Альянса на границах с Россией, финансовая и экономическая помощь Киеву и долгосрочная переориентация политики в отношении Москвы, из чего вытекали бы и вполне конкретные меры по усилению европейской энергетической безопасности. Но прямое столкновение НАТО и России на Украине - просто не обсуждается.

Президент Земан достаточно опытен для того, чтобы это знать. И все равно он не может сдержаться. С легкостью мечтателя в Пражском Граде, которому с Влтавы в висок дует серебряный ветер вдохновения, он отправляет НАТО в бой. Так же, как некоторое время назад он перемещал чешское посольство в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим. И как когда-то знал, что Мухаммед Атта, террорист-смертник событий 11-го сентября 2001 года, был в Праге.
 
Большую часть времени Милош Земан – реалист, но иногда он произносит слова, которые вроде как ничего не значат. Сам для себя, для собственного эго. Он так развлекается. Но, к его несчастью, таким образом он нивелирует и то, к чему относится серьезно. На минуту президент может заинтересовать, надолго – нет, слушатели от него уходят.