Афины – Грядущий визит канцлера Германии Ангелы Меркель в Афины вызовет намного меньшую напряженность, чем ее прежние поездки сюда во время европейского продолжительного финансового кризиса. Конечно, греки не питают к Меркель особой любви, но, благодаря относительному экономическому подъему в Европе отношения Германии со странами, экономика которых пострадала больше всего, немного улучшились.
Действительно, Европа больше не считается угрозой для глобальной финансовой стабильности. Центральные экономики еврозоны проявляют признаки оживления, а финансовая ситуация в изрядно задолжавших странах периферии также улучшается. Но, с учетом нехватки капитала, снижения спроса и медленных реформ на периферии еврозоны, дальнейший прогресс под большим вопросом.
В странах еврозоны, больше всего пострадавших от глобального экономического кризиса, производство и занятость упали всерьез и надолго. Реальный (с учетом инфляции) доход на душу населения в еврозоне в целом находится где-то на уровне 2007 года; в Греции и Италии, однако, он упал до уровня 2000 и 1997 года соответственно.
Между тем средняя безработица в еврозоне составляет 12%, и она намного выше на периферии. В Испании более 25% работников не трудоустроены, а в Италии безработица среди молодежи составляет 42%. В Греции, где общий уровень безработицы возрос до 28%, около 60% молодежи не имеют работы. Избавиться от такой огромной безработицы будет нелегко, и для этого потребуется быстро вернуться к высоким и устойчивым темпам роста.
Возьмем, к примеру, Грецию, где правительство в ближайшие месяцы планирует возвращение на рынки капитала для финансирования долгосрочных займов страны, пусть даже обеспечение такого финансирования потребует уплаты столь высоких процентов, что об устойчивости говорить не приходится. Тот факт, что правительство готово на это пойти, ясно показывает его желание вырваться из-под влияния «тройки» (Международный валютный фонд, Европейская комиссия и Европейский центральный банк).
Действительно, с 2008 года ВВП Греции уменьшился почти на 25%. Для восстановления потребуется много капитала, но есть пять причин на то, почему подобного финансирования вряд ли можно ожидать в нынешних условиях:
В результате политики жесткой экономии, доля государственных инвестиций в ВВП продолжает падать и достигла сейчас рекордно низкой отметки. Выделив уже достаточно большие средства на «спасательную операцию», власти еврозоны не очень хотят вкладывать новые средства.
Внутренние источники частного капитала ограничены, поскольку рецессия и связанное с ней падение (почти коллапс) цен на активы, вместе с резким увеличением налогов – особенно на высокие доходы и на капитал – привели к значительному уменьшению баланса предприятий.
Банковское кредитование катастрофически замедлилось из-за того, что банки Греции фактически объявили дефолт после потерь суверенных кредиторов из-за действий «тройки» и национализации банков страны. Рекордно низкий уровень вкладов и вызванное рецессией увеличение доли неработающих займов еще более ослабили позиции греческих банков по капиталу. (Сегодня компании на периферии еврозоны берут займы под значительно более высокий процент, чем их коллеги из центра. Для банковских кредитов соотношение составляет почти два к одному, для долгосрочного финансирования оно может достигать и десяти к одному.)
Неустойчивое положение Греции по долгам отталкивает иностранные частные инвестиции. Допущения насчет излишков в частных руках, вовлечения частного сектора, лежащие в основе стремления правительства снизить свою задолженность, которая ныне превышает 170% ВВП, до уровня 124% к 2020 году, не могут быть реализованы с учетом того, что Германия против реструктурирования официального финансирования, заменившего «лопнувшие» частные займы. Некоторое облегчение условий займа – путем продления сроков выплаты и снижения процентных ставок – будет согласовываться в этом году, но этого недостаточно, чтобы перестать опасаться нового дефолта.
Между иностранными и греческими инвесторами отсутствует взаимное доверие, и оно не будет восстановлено, пока не достигнута какая-то устойчивость по долгам. Но Германия и другие страны центра еврозоны постоянно блокируют любые предложения, направленные на обобществление долга или финансовый союз. Такие идеи, как еврооблигации, общее министерство финансов для всей Европы и увеличение капитализации общих спасательных фондов Европы («Европейский механизм стабильности» и «Единый механизм санации банков») даже не рассматриваются.
Наряду с неудовлетворительным притоком капитала, Греция страдает от снижения спроса, поскольку «тройка» продолжает сжимать страну в тисках жесткой экономии. Если эту политику не смягчить или не заменить более экспансионистской политикой со стороны центра еврозоны, спрос останется низким, что помешает дальнейшим инвестициям.
Наконец, по части реформ время истекает. За последние несколько лет, вместо противостояния заинтересованным кругам, тормозящим реформы – предприятиям под опекой государства, профсоюзам государственного сектора и лоббистам – Греция распространила экономическую нищету на все общество путем неизбирательного урезания расходов. Такие реформы, как приватизация государственных предприятий, повышение открытости закрытых профессий, отмена ограничений для бизнеса и сокращение государственного сектора, проводятся очень медленно и неэффективно, не оказывая особого влияния на перспективы роста.
В нынешнем состоянии Греция вряд ли способна восстановить свою экономику – и у других стран периферии, вероятно, тоже будут трудности. Реформы проводятся в недостаточной мере, а капитала не хватает, в то время как социальные конфликты, вызванные жесткой экономией, повышают риск политической нестабильности, потенциально способной привести к катастрофе. С учетом приближения выборов в Европарламент, перспектива победы на периферии противников жесткой экономии – а в странах центра усиления партий, выступающих против евро и против «спасения утопающих», – повышает риск нестабильности еще больше.
Если финансовые пертурбации возобновятся и в еврозоне начнется новый кризис, устойчивость валютного союза вновь окажется под вопросом. Чтобы предотвратить такой исход, Греция и другие страны периферии еврозоны должны ограничить режим жесткой экономии, укрепить спрос, провести реформы, усилить инвестиционную поддержку и стремиться к заключению финансового союза. К сожалению, этими ключами к цельной и процветающей еврозоне, скорее всего, не воспользуются – возможно, до следующего кризиса.
Янос Папантониу - министр финансов Греции с 1994 по 2001. Теперь он возглавляет независимый аналитический центр прогрессивных политических исследований (Center for Progressive Policy Research).