Российская агрессия на Украине объединила западные демократии - по меньшей мере, в вопросе жесткой критики российских действий. Однако в дальнейшем, как можно предположить, у различных стран появятся различные реакции. Они и станут предвестниками великой международной напряженности XXI века - трениями между международными нормами и национальными интересами.
Возьмем, к примеру, реакцию Индии, самой крупной демократии в мире. Нью-Дели в целом сохранял молчание по поводу событий на Украине в феврале и в начале марта, отказавшись поддерживать какие-либо санкции в отношении России. Советник по национальной безопасности страны заявил, что у России есть "легитимные" интересы на Украине. В ответ Владимир Путин позвонил индийскому премьер-министру и выразил благодарность.
Индийскую реакцию можно объяснить ее тесными связями с Россией. С 2009 по 2013 год 38% оружейного экспорта из России приходилось на Индию. Это гораздо больше, чем доля любой другой страны (и более чем в три раза выше показателя следующего крупнейшего импортера российского оружия, Китая). 75% импорта всех крупных вооружений в Индии приходится на Россию ( и лишь 7% поступает из США). За тот же период времени Россия отправила Индии авианосец и атомную подлодку (это единственная «экспортная» подлодка в мире с 2009 по 2013 год).
К тому же, в то время как США выводят войска из Афганистана, Индия знает, что Пакистан попробует заполнить этот вакуум, используя Талибан и другие подобные связанные с терактами против индийцев организации в качестве посредников. В этой большой игре в северо-западной Азии Россия традиционно занимает сторону Индии, а Китай (и США) – сторону Пакистана. Сейчас все изменилось. США – заклятый враг Талибана, они неоднократно сталкивались с Пакистаном по вопросам терроризма. Хотя старые привычки искоренить сложно.
Читайте также: Изгой Владимир Путин
Более интересна реакция Израиля – самой проамериканской нации на планете. Израиль, который обычно поддерживает почти все внешнеполитические инициативы США, твердо решил не делать этого в вопросе Украины. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху был необычайно осторожным, заявив: «Я надеюсь, что ситуация на Украине разрешится мирно и быстро, однако у нас и своих дел достаточно». Министр иностранных дел Авигдор Либерман выразился более ясно, одинаково охарактеризовав и Россию, и Америку. «У нас хорошие и доверительные отношения и с россиянами, и с американцами, а также очень положительный опыт работы с обеими сторонами. Поэтому я не понимаю, зачем Израилю в это ввязываться», - заявил он.
В частной беседе израильские чиновники отметили, что они не хотят отдалять Россию, так как Москва нужна им для борьбы с миллионами угроз – в основном, с Ираном, однако также с теми, которые возникают из-за сирийской гражданской войны. Однако, по мнению некоторых, Израиль может наладить с Москвой особые отношения, основываясь на связях между сотнями тысяч российских евреев, иммигрировавших в Израиль и получивших там политическую силу. На этой неделе в Бруклине Либерман заявил, что новый премьер-министр Израиля будет русскоговорящим (когда Либерман встречается с Путиным или министром иностранных дел Сергеем Лавровым, они говорят на русском, который является родным языком Либермана).
Китай, что, возможно, менее удивительно, также не хотел критиковать или накладывать санкции на Россию. Однако его позиция – более тонкая. Страна отказывается одобрять российские действия и подчеркивает свою поддержку «независимости, суверенности и территориальной целостности Украины».
Можно поспорить, что во всех трех случаях страны ошибаются в вопросе о том, что именно является их настоящими национальными интересами. У России с Китаем – длинная общая граница, поэтому последнему вряд ли стоит поддерживать попытки Москвы изменить их при помощи силы. Израилю было бы глупо ставить под угрозу свои отношения с самым близким союзником из-за призрачных иллюзий об альянсе с Кремлем. Тот факт, что Либерман владеет русским языком, не предотвратил поставки оружия из России в Иран, Сирию, а также движению Хезболла (через Сирию). Индии стоит наладить гораздо более тесные связи с Вашингтоном для противостояния укрепляющему позиции Китаю.
Однако над всеми этими отдельными вопросами возвышается главный: хотят ли эти страны жить в мире, который управляется лишь игрой национальных интересов? С 1945 года предпринимается все больше попыток по созданию более обширных международных норм – к примеру, законов, предотвращающих силовой захват территории. Нормы эти не всегда берутся во внимание, однако, по сравнению с прошлым, они помогли создать более мирное и процветающее сообщество. В течение следующего десятилетия – в зависимости от того, как поведут себя новые развивающиеся державы – эти нормы либо усилятся, либо исчезнут. Это и станет определяющим фактором для войны и мира в XXI веке.
Фарид Закария - один из самых влиятельных и популярных американских политических аналитиков, эксперт в области международных отношений.