Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Австрийский политолог: Не надо давать России повода для выхода из Совета Европы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Герхард Манготт – австрийский политолог, автор ряда исследований о постперестроечном развитии России и Украины. В интервью DW Манготт указал на то, что работа Парламентской ассамблеи Совета Европы от бойкота российской делегации не пострадает. Но возможный выход России из Совета Европы был бы трагедией для многих граждан РФ.

Герхард Манготт (Gerhard Mangott) – австрийский политолог, профессор Инсбрукского университета. Он автор целого ряда исследований о постперестроечном развитии России и Украины. В интервью DW Манготт указал на то, что работа Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) от бойкота российской делегации не пострадает. Но возможный выход России из Совета Европы (СЕ) был бы трагедией для многих граждан РФ.

DW: Профессор Манготт, резолюция ПАСЕ оказалась достаточно мягкой. Аккредитации у российской делегацию не отняли. Ее только лишили права голоса. Она не сможет до конца текущего года участвовать в работе комитетов и миссиях наблюдателей. Российская делегация дискуссию бойкотировала, а сразу после принятия резолюции досрочно покинула сессию в Страсбурге. Как вы оцениваете решение ПАСЕ?

Герхард Манготт: Если учесть настроения в ПАСЕ, достаточно упомянуть делегатов из Польши, стран Балтии, Чехии или Швеции, (занявших жесткую позицию - Ред.) то можно считать успехом такую мягкую резолюцию. Тем не менее, я считаю ее ошибкой. Наверное, лишения права голоса нельзя было избежать.

Но исключить россиян из работы комиссий и миссий наблюдателей - это, по моему, ошибка. Надо учитывать, что в России достаточно много сил, которые хотят, чтобы РФ вообще вышла из Совета Европы, чтобы больше не выполнять обязательств, которые она на себя взяла. Это решения – вода на их мельницу.

– Перед этим решением в российских СМИ прошла целая кампания дискредитации Совета Европы и Парламентской ассамблеи СЕ. Мол, и стандарты там двойные, и голос России не учитывается, да и ПАСЕ - это, якобы, пустая говорильня. Сколько правды в этих нападках?

– России вообще с трудом дается сотрудничество с другими странами в международных организациях. Российское руководство, элиты уверовали в то, что Россия – сверхдержава, и садиться за стол переговоров стоит только с великими мира сего, только с ними стоит договариваться.

Россия не научилась работать с малыми и средними странами и порой проигрывать в результате голосования. С такой установкой трудно найти взаимопонимание в Совете Европы. Так можно вызвать только вражду, а не поддержку собственных позиций. России еще предстоит научиться работать в международных организациях, где все страны равны.

– Но если применить российскую критику ПАСЕ к Госдуме, то можно сказать, что она никакой не парламент. Госдума с ликованием утверждает все пожелания авторитарного режима Владимира Путина. Какое влияние может оказать на политику России участие делегатов такого псевдопарламента в работе ПАСЕ?

–Да никакого. Члены российской делегации не могут действовать и не действуют как настоящие парламентарии. Все мы помним слова бывшего спикера Думы Грызлова о том, что парламент – это не место для дискуссий. Такая установка несовместима с работой настоящего парламента. И когда в реальном парламенте, например в Парламентской ассамблее Совета Европы, начинается настоящий поиск компромисса, российские делегаты не в состоянии в этом участвовать.

Так что работа ПАСЕ не пострадает. Но речь идет о том, что не надо давать России повода для выхода из Совета Европы. А в России достаточно громко звучат голоса тех, которые хотели бы отказаться от выполнения положений Европейской хартии о правах человека. Это было бы фатально.

Ведь если Россия выйдет из Совета Европы, то она выйдет и из юрисдикции Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). А суд в Страсбурге – последнее прибежище для многих россиян, добивающихся справедливости. Не только жителей Чечни, но и тех, кого преследуют по политическим мотивам, или пенсионеров. Только в ЕСПЧ они могут добиться справедливости, которой лишает их управляемая судебная система в России. Необходимо сохранить эту возможность для российских граждан.

– Но российскую делегацию лишили права голоса только в ПАСЕ. О выходе из Совета Европы пока нет речи. Хотя руководитель российской делегации Алексей Пушков и говорит о возможном "разводе". Именно этот термин он употребил…

– Вот таких людей, как Пушков, я и имею в виду, когда говорю о силах, которые хотели бы выйти из Совета Европы. И не надо им давать для этого повода.

– Вы называете главу российской делегации в ПАСЕ Пушкова. Но вот казус с его заместителем Леонидом Слуцким. На него, если я не ошибаюсь, указала представительница Латвии: Слуцкий внесен в список лиц, которым запрещен въезд в Евросоюз. Как он оказался в Страсбурге? Не сводятся ли санкции ЕС к абсурду?


– Я мог бы привести еще один случай, когда российский политик из этого списка спокойно разъезжает по Европе. Либо не все пограничные органы получили списки - но это трудно себе представить, потому что бюрократический аппарат в странах ЕС действует безукоризненно, либо власти Евросоюза просто не готовы жестко имплементировать санкции. Очень жаль, если это так.