И.о. замглавы администрации президента Андрей Сенченко 8 апреля сказал, что власть готова стрелять в граждан, захвативших государственные здания в Донецке и Луганске. Впрочем, якобы только в том случае, если они не сдадут оружие. Дескать, власть не имеет ничего против безоружного мирного протеста. Однако, по его словам, протестанты сконцентрировали у себя большое количество оружия, и «если они не сдадут оружие, то спецподразделения получат приказ стрелять».
Эти слова воспринимаются, как нечто само собой разумеющееся. Хотя во власти сейчас преобладают все же те, кто считает — лучше обходиться без стрельбы. Как сделало подразделение «Ягуар» (или контракторы из «Грейстоун» в форме этого подразделения, как нередко утверждается очевидцами событий в соцсетях) в обладминистрации в Харькове. Однако легитимность применения силы в таких ситуациях, похоже, не вызывает сомнений не только у представителей власти, но и почти у всех, кто во власть не входит, ибо критикуя возможность силового решения, они аргументируют это исключительно нецелесообразностью таких действий, никак не их нелегитимностью.
Лишь Олег Царев 6 апреля заявил: «Я еще раз обращаю внимание сотрудников силовых органов, что на площадях находятся не агенты Кремля и сепаратисты, а мирныеЕ граждане Украины, применение силы к которым недопустимо!!! Закон никто не отменял!« А под законом депутат имеет в виду принятое вечером 20 февраля постановление Верховной рады «Об осуждении применения насилия», приведшего к гибели людей. К сожалению, эти слова депутата появились лишь на его странице в Фейсбуке.
Однако посмотрим на само постановление. Пункт 2 документа гласит: «Кабинету Министров Украины, Службе безопасности Украины, Министерству внутренних дел Украины, Министерству обороны Украины и подчиненным им военным и военизированным формированиям немедленно прекратить и далее не допускать применение силы. Запретить использование любых видов оружия и специальных средств против участников акций протеста».
Как видим, документ не касается только Киева и протестов, именуемых евромайданом. К тому же запрет применения силы не содержит ограничений в плане места и времени. Поэтому постановление касается и нынешних событий в Харькове, Донецке, Луганске и других местах. Хотя, конечно, авторы документа тогда не подозревали, что майдан будет иметь зеркальное отражение на юго-востоке.
Более того, в постановлении нет указаний, что применение силы недопустимо лишь в отношении мирных протестующих. Такая оговорка в документе, который принимался 20 февраля, была немыслима, ибо сразу выводила бы из-под его действия «Самооборону», «Правый сектор» и прочее «ядро майдана». Однако, как мы уже подчеркнули выше, постановление не ограничено по месту и во времени. К тому же и до событий на майдане законодателем не было четко определено, кто мирный протестующий, а кто нет. События же в Киеве окончательно сместили смысловые грани, побуждая считать, что к немирным, очевидно, надо относить только тех, кто использует артиллерию, бронетехнику и авиацию.
Разумеется, текст парламентского постановления от 20 февраля противоречит ряду законов, касающихся полномочий силовых структур. То есть налицо т. н. конфликт легитимностей.
Однако решить его можно двумя путями — либо через Конституционный Суд, либо путем принятия изменений и дополнений к этому постановлению. Но пока этого не сделано, применять силу к любым протестующим запрещено Верховной радой на всей территории Украины.
Независимо от наличия у них оружия.