«Все пропало!»… Полагаю, многие помнят этот ролик середины 2009 года: достоянием публики стала оплошность Юлии Тимошенко во время записи телеобращения после провала переговоров с Виктором Януковичем о формировании широкой коалиции.
Даже суперширокой – и по количеству депутатов ВР, которые должны были принять в ней участие (ПР+БЮТ составляли тогда конституционное большинство и могли, что называется, вертеть законодательным полем Украины как им вздумается), и по масштабам политических планов, ставящихся перед ПРиБЮТ. В ходе переговоров в формате Тимошенко-Янукович делились кресла президента, премьера, Кабинета Министров, парламентские должности, распределялись административные квоты в регионах. В общем, глобальные были планы. Однако в последний момент Виктор Янукович, как говорится, «соскочил с темы» - «региональные» стратеги объяснили ему, что высоки шансы стать президентом на всенародных выборах. А если так, то зачем от кого-то зависеть и с кем-то делиться?
Шокированная Юлия Владимировна побежала записывать свой вариант интерпретации произошедшего, и в спешке тот казус и случился. Публика же потом долго потешалась над этой шуткой, в которой почти не было ни доли шутки: «Все пропало!» Та оговорка Тимошенко стала пророческой: президентские выборы она проиграла и села в тюрьму. О многомиллиардных потерях, понесенных за этот период вследствие утраты всякого влияния на финансовые и ресурсные потоки, умолчим.
Ныне Юлии Тимошенко впору голосить то же самое: «Все пропало!» Сидела в тюрьме, лежала неподвижно на кровати - боролась с «режимом Януковича», на ее отсидке и «борьбе за освобождение Тимошенко» пиарилась вся украинская оппозиция, «политрепрессии против Тимошенко» были инструментом Запада, который он на полную катушку использовал для давления на прежние власти... А что она теперь получает? Несколько месяцев пребывания в ипостаси «серого кардинала» Украины – закулисно управляющего страной через Турчинова--Яценюка--Авакова? А после 25 мая – на пенсию? Это при таком-то количестве нерастраченной энергии и громадье планов!
10 апреля информагентство «Українські новини« опубликовало данные опроса компании Research&Branding Group, свидетельствующие о том, что у Юлии Тимошенко на президентских выборах нет ни малейших шансов против Петра Порошенко.
В первом туре 24,2% респондентов готовы поддержать кандидатуру Петра Порошенко, 10,1% - Тимошенко. 7,8% опрошенных поддержали бы кандидатуру Виталия Кличко (который, как известно, уже снялся с гонки в пользу Порошенко), Сергей Тигипко получил бы 6,3% голосов, Михаил Добкин -- 3,3%, по 3% голосов имели бы -- Анатолий Гриценко и Олег Ляшко, 1,3% - Олег Тягнибок.
Во втором туре 40,8% опрошенных отдали бы предпочтение Петру Порошенко и лишь 15,9% - Юлии Тимошенко. Разрыв почти тройной. До выборов чуть больше месяца, ликвидировать подобное отставание нереально. Ну как тут не схватишься за косу: «Все пропало!..»
Впрочем, варианты доступа к власти есть. Об одном из них уже приходилось писать («Война или политический крах», «2000», №12--13 (693), 11--17 апреля 2014 г.). Но и есть и другой, более мягкий.
В самом деле. Если нельзя стать президентом – то почему не обзавестись парламентом и правительством?
Тем более что вернули Конституцию 2004 года – ослабляющую институт президентства, при этом усиливающую влияние парламента и правительства. А Основной Закон можно еще больше «усовершенствовать» - до такой степени совершенства, когда премьерское кресло будет на порядок ценнее и весомее президентского.
Решить означенную задачу в союзе с тандемом Порошенко-Кличко лидер «Батькивщины» по целому ряду причин не может.
Во-первых, за Порошенко-Кличко стоит крайне малое количество депутатов ВР (фракция «УДАР» в количестве 41 «штык» плюс какое-то количество внефракционных). Т. е. формировать большинство в ВР «Батькивщине» элементарно не с кем.
Во-вторых, Порошенко (а равно и все, кто его поддерживают, включая Кличко), замахнувшийся на президентское кресло, объективно не заинтересован в ослаблении поста главы государства и превращении президентского института в бутафорию. Таким образом, здесь категорическое расхождение в интересах.
В-третьих, Порошенко, имеющий реальные шансы стать президентом (и, опять-таки, те, кто связывает свои перспективы с его президентством), будет заинтересован в назначении досрочных выборов Верховной Рады – дабы переформатировать политический состав ВР и обзавестись «своим» парламентским большинством. И это еще один конфликт интересов между Тимошенко и Порошенко.
В-четвертых, как уже отмечалось нами ранее в упомянутом материале «Война или политический крах», за парой Порошенко-Кличко стоит олигарх Дмитрий Фирташ, чьи «газовые» (и все прочие) интересы несовместимы с интересами Тимошенко. И наверняка в ходе австрийских посиделок Фирташа, Порошенко и Кличко, после которых и было объявлено о снятии лидера «УДАРа» с президентских выборов в пользу «шоколадного барона», одним из условий договоренностей было недопущение Тимошенко к будущей власти, а то и полное ее устранение из украинской политики.
Иное дело – альянс с «регионалами». Не конкретно с остатками фракции ПР (хотя и в своем остаточном виде это пока самая большая фракция в парламенте), а вообще с теми, кто до последнего времени являлся партией власти и входил в команду В. Януковича. Это и депутаты (как из непосредственно Партии регионов, так и из фракций, сформированных из депутатов, недавно вышедших из ПР), это и крупный бизнес юго-востока. Для простоты будем всех их именовать «регионалами».
Объективно интересы Тимошенко и «регионалов» совпадают: обеим сторонам необходимо спасать свое политическое будущее, защищать собственные бизнес-интересы и административные возможности.
Перспективы таковы, что обе стороны ничего не выигрывают от президентских выборов, назначенных на 25 мая, только теряют. И дальше будут терять еще больше – например, в свете высоковероятных досрочных выборов Верховной рады, по итогам которых и «Батькивщина», и Партия регионов (включая вышедших из фракции) утратят 50--70% депутатских мандатов. А с ними – политическое влияние, политическую «крышу» (для того же бизнеса), наконец, депутатский иммунитет (что в нынешних условиях может обернуться и сроком тюремного заключения). Кроме того, «регионалы» (и стоящие за ними бизнес-элиты вроде Рината Ахметова) рискуют потерять и свои креатуры, густо расставленные в областях во всех сферах по всем вертикалям и горизонталям.
Каков парламентский ресурс для ПРиБЮТ v.2.0? Более чем достаточный. По состоянию на 10 апреля численность фракции «Батькивщина» - 88 депутатов, Партии регионов – 108. Добавим бывших «регионалов» - т. н. «группу Кинаха» («Экономическое развитие») численностью 36 депутатов и «Суверенную европейскую Украину» в количестве также 36 человек. Наконец, немало «штыков» можно рекрутировать из числа внефракционных, которых на сегодня в Верховной раде 71 депутат.
Тут можно сколотить не то что парламентское, а конституционное большинство. Особенно с учетом вышеотмеченной необходимости для многих депутатов ВР вести борьбу за выживаемость, и далеко не только политическую.
При таких раскладах Тимошенко получает кресло премьер-министра (возможно, сохраняя еще и «своего» спикера ВР), контроль над правительством.
Одна из главных договоренностей – это, во-первых, недопущение досрочных выборов в Верховную раду, в чем жизненно заинтересованы и депутаты от «Батькивщины», и «регионалы», и многие внефракционные (которые в таком случае просто не попадут в ВР).
Второе: конституционные изменения в сторону парламентской республики и, очевидно, еще более «сильного» (по сравнению с тем, что предусматривает Конституция образца 2004 года) премьер-министра. В ходе конституционного процесса – увеличение прав и полномочий местного самоуправления, повышение самостоятельности регионов (введение элементов федерализации без официального провозглашения таковой). Посредством последнего крупный бизнес и региональные элиты юго-востока получают гарантии своим интересам, о которых шла речь выше, а жители данных регионов – объяснение, зачем и почему «регионалы» пошли на союз с Тимошенко.
Главная проблема такого объединения - неприятие ПРиБЮТ майданом. Но соус, под которым можно подать сей альянс, очевиден: объединение страны («Схід і Захід разом»), «умиротворение» областей юга и востока, сохранение территориальной целостности.
При правильной постановке пиара - «борьба за политическую стабильность в сложной экономической ситуации», «кто против ПРиБЮТ -- тот враг единства Украины, провокатор, работающий на раскол страны» и т. п. месседжи – данный политический альянс был бы в целом воспринят, пусть даже многими и вынужденно (по принципу «лишь бы не было войны»). Тем более если на фоне указанного объединения «вдруг» прекратятся акции протеста против центра на юго-востоке страны.
Такой альянс мог бы стать и своего рода компромиссом для Запада и России. Первый опасается дальнейшего расчленения Украины, заинтересован в стабилизации общественно-политической ситуации. Вторая нуждается в наличии рычагов влияния на политику Киева, в обеспечении определенной степени самостоятельности юго-восточных регионов.