События, приведшие к аннексии Россией Крымского полуострова, явились лишь первым этапом драмы, разворачивающейся с удивительной скоростью. Запад, включая Соединенные Штаты и Европейский Союз, должен взять на себя львиную долю вины из-за своего стремления кооптировать Украину в систему Европейского Союза и НАТО. Они бросают вызов России, угрожая ее жизненным геополитическим интересам.
Судя по тем преимущественно символическим санкциям, которые были наложены на Россию, вряд ли вызывает удивление то, что президенту Путину удалось попридержать шаги Запада, который, похоже, признал тот факт, что он мало что может предпринять, дабы оторвать полуостров от Российской Федерации. Евросоюз принял ответные меры и быстро ангажировался перед Украиной с отложенным исполнением обязательств, чтобы показать, что он решительно настроен принять ее в свое лоно.
И вновь, как представляется, Запад действовал поспешно и в порыве раздражения после того, как Россия поставила ему шах и мат. Как показывает ряд насильственных захватов зданий провинциальных правительств в восточных и южных городах Украины промосковски настроенными элементами, страна резко разделена между западом, с одной стороны, и востоком и югом – с другой. Западная часть стремится к тесным связям с ЕС и тяготеет к манящим огням Запада, в то время как остальная часть страны – преимущественно русскоговорящая – привязана к России и торговле с ней.
В ходе драматических событий, приведших к побегу президента Виктора Януковича в Россию после того, как было отброшено соглашение, достигнутое при посредничестве ЕС и в присутствии России, приоритетом для оппозиционных сил, мощно поддержанных США и ЕС, являлись создание ориентированной на Запад системы и назначение более близкой даты президентских выборов, хотя сначала их было решено провести в конце года. Приведенное к власти временное правительство целиком сориентировано на западную часть Украины.
В восточные области были командированы олигархи, чтобы утихомирить восток и юг, а в вырабатываемых в Киеве договоренностях не принимали участие представители половины населения страны. Присущая киевским лидерам близорукость опять натолкнулась на реалии, когда пророссийские силы выказали недовольство, захватив правительственные здания, и стали требовать проведения референдума о присоединении к Российской Федерации.
Украина вновь неизбежно оказалась в точке кипения. Соединенные Штаты предупреждают о введении дополнительных санкций против России, российские войска размещены на границе с Украиной, а президент Путин предупреждает Запад, что Украина задолжала России крупные платежи за газ и в случае дальнейшей неуплаты Киевом долгов Москве придется перекрыть вентиль газовой трубы. Значительная часть российского газа для стран Европейского Союза прокачивается через территорию Украины. По понятным причинам Москва прекратила субсидировать цены на газ после «путча», как она считает, когда был отстранен избранный президент.
На кону для Запада – 45 миллионов жителей Украины и земные пространства на границе с Россией. С точки зрения Москвы, Запад пытается сдерживать Россию и окружить ее в стратегическом плане. Президент Путин не может забыть, а тем более простить Западу продвижение НАТО непосредственно к российским границам, несмотря на все обещания, дававшиеся лидерами США и Евросоюза, включая балтийские страны и Польшу. Если же возникающий в результате конфликт явится эхом «холодной войны», то так тому и быть. Путин доводит до Запада истину, что тот ведет дела совсем не с той ослабленной страной, какой Россия была после дезинтеграции Советского Союза в правление Бориса Ельцина, а также что он готов отстаивать государственные интересы, каким бы злодеем его ни изображали на Западе.
Президент Путин также дал ясно понять, что он не заинтересован вторгаться в Южную или Восточную Украину до тех пор, пока обеспечены законные интересы его страны. Москва выступила с предложением разработать некую федеративную схему устройства Украины для обеспечения языковых и иных интересов преимущественно русскоязычного населения, но она пока отвергается Киевом. Одним из глупейших решений взявших верх в Киеве оппозиционных сил после длительных массовых протестов на Майдане был указ об отмене официального статуса русского языка, который затем был временно приостановлен исполняющим обязанности президента.
Воинственные высказывания двух главных сторон конфликта не сулят ничего доброго. При этом ни одна из сторон не желает раздувать кризис до похожих на войну масштабов. Вашингтон и ЕС должны признать, что у России на Украине имеются легитимные интересы, и что их желание низвести ее до уровня региональной державы, как по-новому Россию определяют в Вашингтоне, получит отпор.
Пока точек соприкосновения между двумя сторонами не видится. Избалованные Западом, находящиеся сегодня при власти украинские лидеры оседлали своих «любимых лошадок» и не проявляют желания найти разумный компромисс. Только более трезвый подход со стороны Вашингтона и европейских столиц сможет заставить Киев занять прагматичную позицию.
Украинский кризис неотделим от прошлого. Украина была частью Советского Союза, Крым был дарован Украине Никитой Хрущевым, но течение длительного времени он являлся важной базой российского Черноморского флота. Вряд ли можно было ожидать, что президент Путин будет сидеть сложа руки, когда Запад подписывался под действиями НАТО по созданию угрозы для единственной круглогодичной морской базы России и для миллионов жителей на юго-востоке Украины.
Президент Путин несколько раз беседовал с президентом Обамой по телефону, министры иностранных дел двух стран периодически встречаются в связи с украинским кризисом. Создается впечатление, что в поисках согласия сейчас именно Западу, а не Москве необходимо внести более существенные коррективы в свою позицию. Кооптирование Украины в НАТО - это неприемлемая идея для России. Москва также должна получить заверения, что половина страны, заселенная преимущественно русскоговорящим населением, не будет принесена в жертву на алтарь прозападной политики.
Теперь дело за Вашингтоном.
Автор – известный политолог и писатель, ветеран международной журналистики.