Полем борьбы за влияния и экспансию стала сейчас не только Восточная Украина: ползучая война разворачивается в самой России.
Ее цель — ослабление потенциальной оппозиции, которая могла бы помешать консолидации народа и восстановлению империи. Подчинив СМИ и усилив контроль над НКО, президент Путин принялся за последнее пространство относительной свободы — за культуру. Минкульт Российской Федерации подготовил по его заказу документ «Основы государственной культурной политики» — новое руководство для федеральных властей в сфере финансирования культуры. На прошлой неделе проект был передан в президентскую администрацию, вскоре он станет действующим законом.
Это программа идеологизации российской культуры и фактической культурной изоляции России. Его основная формулировка гласит: «Россия — не Европа». Российской культуре предлагается отказаться от западного мультикультурализма и толерантности и опереться на традиционные ценности - такие, как духовность и культ семьи. Проекты, которые противоречат русским ценностям, не получат финансирования из государственных средств. Авторы документа отмечают, что государство должно предотвратить их «негативное влияние на социум», что вызывает вполне обоснованные опасения о введении запретов, аналогичных запрету на так называемую пропаганду гомосексуализма.
Похоже, начинают сбываться антиутопические сценарии из книг Владимира Сорокина «День опричника» и «Сахарный Кремль», в которых современная Россия отгораживается от мира стеной, возвращаясь в культурном и ментальном плане в эпоху авторитаризма Ивана Грозного, когда каждое проявление внутреннего бунта подавляли царские наемники — опричники. Разница между литературной картиной и реальностью заключается в том, что Россия Путина не строит новой китайской стены. Ей это не нужно: стена создается в головах граждан, и строится не из кирпичей, а из телевизионной пропаганды. Сейчас новым этажом в этой стене должна стать культура, подчиненная имперско-национальной идеологии. Для современного искусства, критически относящегося к системе, не останется места. Ни один частный меценат не решится поддержать проект, который власть признает противоречащим действующей линии.
Стоит помнить обо этом в контексте призывов к культурному бойкоту России, которые можно услышать в Польше и других странах ЕС. Без европейской поддержки российская культура будет полностью отдана на милость власти, а новая стена в головах россиян будет расти еще быстрее.