Когда в марте президент России Владимир Путин торжественно обращался к парламенту, он не только говорил о Крыме, но и хвалил российскую экономику, которая якобы достаточно сильная для того, чтобы какие-либо санкции со стороны Запада не могли ей серьезно навредить. Значительное событие требовало значительных слов, но от объективного наблюдателя не может ускользнуть то, что российская экономика может быть какой угодно, только не сильной, стабильной и самодостаточной. Экономические санкции Запада ее, конечно, не уничтожат, но они могут серьезно повлиять на относительное благополучие российского среднего класса, а может, даже снизить абсолютное благополучие самых богатых россиян, которые в последние годы купили квартиры в Лондоне, Монако или в Испании и дети которых учатся в частных школах Англии или Швейцарии.
Золотые времена
Российская экономика переживала свой лучший период в 2000-2008 годах, когда она росла на 7% в год и иностранные инвесторы вкладывали в России по 20 миллиардов долларов в год в надежде, что страна станет стандартной рыночной экономикой. Подавляющее большинство инвестиций, конечно, шли в энергетическую промышленность, переживавшую один из крупнейших бумов в своей истории: когда Путин стал президентом, баррель нефти стоил 20 долларов. В июне 2008 года тот же самый баррель стоил более 140 долларов, и Россия купалась в деньгах: государственный бюджет был профицитным, зарплаты росли на 30% в год, а валютные резервы достигали 600 миллиардов долларов. Инвестиции же в другие отрасли были мизерными, и их едва хватало на обновление стареющего капитала. Неудивительно, что российские компании и олигархи каждый год из страны вывозили еще больше, чем в нее инвестировали иностранцы, явно не видя будущее России в розовом цвете.
Низкий уровень инвестиций (около 20% ВВП в год, причем «нормальным» считается около 30% ВВП), ухудшающаяся демографическая ситуация (в России число жителей по сравнению с 1990 годом сократилось на 5 миллионов) и устаревшая структура экономики постепенно снизили конкурентоспособность российских производителей, так что импорт в Россию в 2000-2008 годах вырос в пять раз, а экспорт – только на 40%. Сегодня Россия экспортирует главным образом нефть и природный газ, производство сложной продукции снижается (Россия не производит более десяти гражданских самолетов в год) или же зависит от иностранных партнеров (автомобили, товары потребления).
После 2008 года рост цен на нефть остановился, а вместе с ним – и средний рост российской экономики на уровне менее 1%. Федеральный бюджет из-за быстро растущего импорта с 2009 года в дефиците, хотя в 2006 году для выравнивания бюджета было достаточно стоимости нефти около 30 долларов за баррель, в этом году нефть уже должна была продаваться за 115 долларов за баррель.
Таким образом, не будет преувеличением утверждение, что Россия проморгала лучший период своей современной истории и в 2014 году оказалась в деликатной экономической ситуации. Попытка российских властей создать современный технологический парк в Сколково закончилась растратой более миллиарда долларов. Это на самом деле еще не так страшно в сравнении с абсурдными 50 миллиардами за Олимпиаду в Сочи. Высокий уровень коррупции, непредсказуемое поведение чиновников и отсутствие независимых судов принесли России 124-е место среди 147 стран, положение которых отслеживает Всемирный экономический форум.
Отток миллиардов
Старое неформальное соглашение между властью и общественностью перестает действовать – экономика не растет, как и доходы большинства россиян, рубль слабеет. Отток капитала достигает рекордного уровня: в прошлом году из России было выведено на 63 миллиарда долларов больше, чем размер инвестиций из-за границы (объективно худший результат в истории), попытки направленно оживить рост ни к чему не привели, а бюрократия становится все более недружественной по отношению к частному сектору.
Год 2013 был плохим, и в этом году доверие инвесторов – российских и иностранных – однозначно исчезло. Инвестиции по-прежнему снижаются, кто может – переводит свои средства или в доллары, или, что еще лучше, в иностранные банки. Согласно предположениям российского правительства, за первые три месяца из России были выведены 70 миллиардов долларов – это больше, чем за весь прошлый год! С начала года рубль потерял 10% своей стоимости по отношению к доллару, хотя Центральный банк на интервенции в поддержку национальной валюты потратил 40 миллиардов долларов.
Эти цифры показывают, как ранима российская экономика: даже без каких-либо серьезных санкций Россия в течение трех месяцев потеряла более 100 миллиардов долларов, причем мы не учитываем падение московской биржи более чем на 10% в марте. Российский финансовый сектор находится под особенно большим давлением: российские банки испытывают недостаток капитала, они привыкли брать кредиты, прежде всего – за границей. Вместе с крупными корпорациями российские банки должны иностранным кредиторам более 650 миллиардов долларов.
Россия за последние 20 лет стала частью глобальной финансовой системы и привыкла к ее выгодам и комфорту. Те, кому повезло больше и кто оказался ближе к газовым кранам и нефтяным капиталам, привыкли путешествовать и наслаждаться капитализмом в Европе и Америке. Возвращаться обратно к примитивной экономике советского типа большинству россиян будет тяжело, и связанные с этим финансовые потери будут огромными. Государственная пропаганда сейчас изо всех сил создает образ врага, которого, конечно, будут обвинять во всех трудностях, с которыми столкнется российская экономика. Однако вопрос заключается в том, как долго продержится национальный подъем россиян, когда они увидят, какую цену за него придется платить.
Автор преподает в Институте экономических исследований Карлова университета в Праге, работает экономистом в Институте международных финансов в Вашингтоне.