Прямое требование Конституции – персональное голосование народного депутата. «Голосование на заседаниях Верховной рады Украины осуществляется народным депутатом Украины лично», - говорится в ч. 3 ст. 84 Основного Закона.
Добавим, что, принимая на себя депутатские обязанности, каждый избранный в ВР политик дает присягу: «Присягаю на верность Украине. Обязуюсь всеми своими действиями отстаивать суверенитет и независимость Украины, заботиться о благе Отчизны и благосостоянии Украинского народа. Присягаю соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, исполнять свои обязанности в интересах всех соотечественников» (ст.79). Таким образом, депутат обязуется голосовать строго персонально и никак иначе.
Для фракций, представляющих майданные партии - «Батькивщины», «УДАРа» и «Свободы» - обеспечить неукоснительное исполнение данной нормы Конституции - это, среди прочего, вопрос политической и, можно даже сказать, моральной ответственности. Они выводили людей на майданы – бороться «за соблюдение конституционных норм».
Они противопоставляли себя прежней власти – та, мол, позволяет себе конституционные вольности, а нам-де нужна власть, чтобы сделать непременным правилом жизни торжество норм Основного Закона.
Наконец, именно персональное голосование было одной из самых главных «фишек», которые использовались бывшей оппозицией в политической борьбе. На «борьбе с кнопкодавством» активно пиарились все кому не лень, набирали рейтинговые очки, на этой теме диффамировали своих политических оппонентов, демонстрируя их неуважение к Конституции (при этом по умолчанию, конечно же, предполагалось, что сами оппозиционеры Основной Закон очень уважают).
Если кто забыл, то Верховная рада нынешнего созыва начинала свою работу со скандалов вокруг персонального голосования. «У нас в команде обсуждается возможность физического блокирования неперсонального голосования, - требовал в ноябре 2012-го «принципиальный борец за соблюдение конституционных норм» нардеп от «Батькивщины» А. Шевченко. - Персональное голосование - это критически важная позиция для начала работы этого парламента. Мы должны заставить власть действовать согласно Конституции хотя бы раз в неделю. Надо обсуждать, не как действовать физически, а как наконец начать выполнять Конституцию».
Само собой, этот «принципиальный» господин, исходивший «праведным гневом» против кнопкодавства, не вспоминал, как во время своего депутатства в конце 2008 г. пребывал в Соединенных Штатах (т. к. получил грант на стажировку в Йельском университете), а его карточка исправно голосовала. Но тем не менее: «Персональное голосование - это критически важная позиция»! Резонно.
А что до «физического блокирования» - то оное вскоре и произошло. В январе - феврале 2013-го оппозиционеры на несколько недель заблокировали работу Верховной рады: требовали персонального голосования! Особенно активно тогда пропиарился Виталий Кличко. Год назад такой был влюбленный в нормы Конституции!
«Верховная рада сможет законно и легитимно работать только тогда, когда каждый депутат будет голосовать лично. Обеспечить такое голосование сегодня может внедрение системы «Рада-3» с сенсорной кнопкой. Распоряжение включить эту систему должен безотлагательно подписать председатель Верховной рады Владимир Рыбак», - говорилось в официальном заявлении «УДАРа» 2 февраля 2013-го.
Неперсональное голосование в партии называли «беспределом». А спикеру ВР Рыбаку пеняли, мол, если не может обеспечить личное голосование депутатов, то «не имеет ни морального, ни политического права возглавлять парламент»… Естественно, такой подход по умолчанию подразумевал, что если глава ВР будет из числа тогдашних оппозиционных фракций, то уж он-то персональное голосование обязательно обеспечит.
Ну и, конечно, нельзя не вспомнить о самом известном украинском «борце с кнопкодавством» - Арсении Яценюке.
Еще недавно он по поводу и без вспоминал, как, будучи спикером ВР в 2008 г., собирался ввести модернизированную систему голосования «Рада-3». Арсений Петрович неизменно подчеркивал, что это его личная идея - установить такую систему, чтобы депутат не мог проголосовать иначе, кроме как персонально и только за себя. Для этого в пульт для голосования, кроме кнопок «за», «против» и «воздержался», была встроена еще одна - сенсорная. И голосуя, депутаты должны были бы пользоваться обеими руками, удерживая в т. ч. сенсорную кнопку определенное время. «Рада-3» должна была заработать еще в сентябре 2008 г. Но… так и не заработала.
Каким радетелем за исполнение предписаний Конституции по части личного голосования представал перед публикой г-н Яценюк в ноябре 2012-го, когда нынешний созыв ВР только приступал к работе! Арсений Петрович категорически требовал, чтобы «парламент отражал волю и интересы народа через принципиальную политическую позицию каждого депутата и исполнение украинской Конституции», - цитировала его пресс-служба «Фронта перемен» 23 ноября 2012-го. Необходимо, подчеркивал он, «ввести институт политической ответственности каждого народного депутата, который определен украинской Конституцией: каждый депутат голосует исключительно лично». Только тогда, по словам Яценюка, в Верховной раде «перестанут торговать карточками и передавать их, как кредитные карточки»… Сильно.
А что до введения в действие системы «Рада-3», то Арсений Петрович полтора года тому настаивал, что для этого технически все готово, что система получила все необходимые сертификаты и экспертизы и, главное, полностью обеспечивает выполнение требований Конституции об исключительно личном голосовании каждого депутата: «для введения в действие обновленной системы личного голосования достаточно политической воли парламента. Никаких технических преград здесь не существует», - указывал Яценюк.
Наконец, Арсений Яценюк был автором закона о введении уголовной ответственности за нарушение конституционной нормы о персональном голосовании. Предлагавшийся им проект закона предусматривал, что использование карточки другого народного депутата при регистрации и голосовании с помощью электронной системы карается лишением свободы на срок от 5 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 5 лет…
По идее, такое явление, как голосование за себя и за того парня (оно же «кнопкодавство», оно же «парламентское пианино»), должно было напрочь исчезнуть из Верховной рады с 22 февраля с. г. – как только майданные силы захватили власть в стране, включая парламент.
Однако практически с самого первого дня работы ВР с новым, майданным, большинством, при новом, майданном, спикере… полным ходом продолжилось кнопкодавство.
Так, согласно данным сайта Верховной рады, в первые три дня «разгула демократии» когда принимались решения, позволившие нынешним правителям рассесться в высших должностных креслах страны (возврат Конституции 2004 г., постановление о «самоустранении» Януковича от президентских обязанностей, назначение Турчинова спикером ВР, а также и. о. президента, утверждение Яценюка премьер-министром, назначение персонального состава кабмина и т. д. и т. п.), - в парламенте «голосовали» десятки фантомов.
Так, с 22 по 25 февраля 62 депутата не прошли письменную регистрацию перед заседанием ВР, но при этом карточки 21 из них участвовали в голосовании.
Какова легитимность всех перечисленных и многих других решений с точки зрения неперсонального голосования? Ведь представители «Батькивщины», «УДАРа», «Свободы» долгое время категорически проводили тезис, что любое решение ВР нелегитимно, если принималось посредством «кнопкодавства».
Особо цинично выглядела ситуация со скандальной отменой «языкового закона». Официально отмена данного документа проводилась под соусом незаконности его принятия в июле 2012-го – мол, при голосовании за него имело место «кнопкодавство». При этом отменяли закон майданные… кнопкодавы! О чем сообщил через соцсети корреспондент ВВС Святослав Хоменко.
Далее депутаты из числа бывших ярых поборников персонального голосования регулярно попадались на нарушении ст. 84 Конституции. Скажем, в начале 2013-го, когда «УДАР» занимался блокированием ВР под знаменем «борьбы с кнопокодавством», г-жа Матиос подкармливала своих «принципиальных» соратников пирожками и варениками. Никакого осуждения у коллег-демократов этот факт не вызвал. Видимо, по мнению «ударовцев», соблюдать Основной Закон обязаны другие, а им можно и нарушать.
А уж сколько поводов для возмущения дали Арсению Яценюку его однопартийцы из фракции «Батькивщина»! Эти чуть ли не на каждом пленарном заседании попадаются на голосовании «за себя и за того парня».
То отличится заместитель главы фракции Андрей Иванчук. То во время принятия законопроекта о внесении изменений в закон «О Государственном бюджете Украины на 2014 г.» «кнопкодавит» Татьяна Донец.
Иначе говоря, страна живет по неконституционно принятому бюджету. А совсем недавно в объективы журналистских камер попал заместитель председателя фракции ВО «Батькивщина» Сергей Пашинский. Этот нарушил Конституцию сразу дважды: и тем, что голосовал карточкой другого парламентария, и тем, что совмещает депутатство с должностью временного главы администрации президента.
Так чего ж помалкивает Арсений Петрович? Почему не вспомнит о необходимости строгого соблюдения конституционных норм? Почему не обратит внимание Александра Турчинова, что система «Рада-3» давно готова к внедрению и что нужна лишь политическая воля, чтобы обеспечить персональное голосование? Почему, наконец, повторно не внесет (уже от правительства) свой законопроект об уголовной ответственности за «кнопкодавство»?
Почему, в общем-то, справедливые требования о личном голосовании Яценюк–Кличко-Тягнибок провозглашали, будучи в оппозиции, но напрочь забыли о них, оказавшись при власти? Почему сами не делают теперь того, что ранее требовали от своих политических оппонентов?
Видимо, потому, что «соблюдение конституционных норм» для майданных партий и политиков никогда и не являлось принципиальной позицией, а единственно и только - спекулятивным инструментом политической борьбы.