Одна из основных проблем социально-экономической структуры Турции — низкий уровень образования. Если к этому добавить отсутствие квалифицированных кадров, обладающих необходимыми знаниями и навыками и способных предоставлять качественные образовательные услуги, то проблема становится еще более серьезной. Эта ситуация сегодня определяет структуру рабочей силы и трудовых отношений в Турции.
Средний уровень образования рабочей силы и работающих лиц остается низким. Кроме того, система образования по-прежнему продолжает производить армию непрофессионалов. Возникает такой образ рабочей силы, которая не обладает ни специальными знаниями, ни профессиональным профилем, ни необходимым уровнем образовательной подготовки. В современном мире подобная отсталость рабочей силы сводит на нет ту важную роль, которую играет ее молодость.
При анализе ситуации, связанной с уровнем образования рабочей силы и людей, занятых на рынке труда, перед нами вырисовываются следующие тенденции.
60,5% работающих где-либо граждан Турции и рабочей силы, включающей в себя также лиц, находящихся в поисках работы, получили образование максимум на уровне средней школы. 61% лиц, имеющих работу, недостаточно грамотны или не окончили лицей.
На долю рабочей силы приходится 10,5% людей, получивших среднее профессиональное образование, среди занятых на рынке труда этот показатель равен 10,2%. В масштабах страны эти цифры вызывают беспокойство. Такая ситуация показывает, что львиная доля людей, получивших среднее профессиональное образование, не вливается в рынок рабочей силы по причине подготовки к поступлению в университет или отсутствия надежды найти работу.
Выпускники профессиональных и технических лицеев составляют 10% рабочей силы и 9,9% занятых на рынке труда. Очевидно, такая картина весьма далека от адекватной реакции на существующую потребность в кадрах, имеющих профессиональное образование, особенно в области промышленности.
19,1% рабочей силы и 18,9% работающих граждан — выпускники высших учебных заведений.
Количество лиц, которые, окончив вуз или профессиональный лицей, получили высшее профессиональное образование, насчитывает 29% рабочей силы и 28,8% имеющих работу. Иными словами, в каждой из двух рассматриваемых групп граждан только трое из десяти имеют высшее профессиональное образование.
Если обратиться к предыдущим годам и проследить динамику развития этих показателей, можно отметить некоторый прогресс, но его темпы чрезвычайно низки.
В 2004 году количество работающих лиц, не получивших профессиональное образование, составляло 80,3%. Спустя 10 лет этот показатель снизился до 71%. При этом доля выпускников вузов и профессиональных лицеев возросла с 19,7% до 29%.
Подобный рост стал возможен, главным образом, за счет увеличения количества выпускников ВУЗов. Доля занятых на рынке труда лиц с высшим образованием возросла с 11,3% в 2004 году до 18,9% в 2013-м. Но рост числа выпускников профессиональных лицеев за аналогичный период был практически незаметным: с 7,7% до 9,9%. Более того, в динамике показателей численности выпускников профессиональных лицеев в последние годы наблюдается тенденция к торможению и даже некоторому снижению.
Среди людей, имеющих работу, по-прежнему не хватает работников, окончивших профессиональный лицей. Поэтому замедление темпов роста, которое происходит вопреки этому обстоятельству, — явно негативное событие.
Главным благоприятным обстоятельством на рынке труда является увеличение доли выпускников высших учебных заведений. Однако колоссальное значение здесь приобретает качество высшего образования. Подавляющая часть контингента в системе высшего образования проходит дистанционное, вечернее обучение, при этом качество инфраструктуры и академического персонала открывающихся в последнее время университетов оставляет желать лучшего.