Политическое противостояние на Украине нарастает с каждым часом. Украина объявила о своей готовности к войне и начинает проведение широкомасштабной антитеррористической операции в восточной части страны. А тем временем пресс-секретарь В.Путина озвучил весьма опасное предупреждение – президент России получает огромное количество обращений с просьбой вмешаться в ситуацию, то есть, ввести войска на восточную Украину. Запад резюмирует – Путин пойдет вперед настолько, насколько ему позволит Украина.
Последние события и варианты развития ситуации вокруг Украины мы обсудили с членом Совета по правам человека при президенте РФ, известным журналистом и политологом Максимом Шевченко.
- Что происходит на востоке Украины?
- Происходящее здесь привело к девальвации всей общественно-политической системы на Украине. Должен сказать, что хотя никто на восточной Украине Януковича не поддерживает, но при этом люди не хотят, чтобы им навязывали чуждые ценности и идеологию.
Происходящее - это самое настоящее народное восстание. Народ доведен до нижнего предела социальной жизни, нищеты, унижения, невозможности существовать как в культурном, так и в социальном контексте, и поэтому решил взять инициативу в свои руки. Кроме того, фактически партия «Батькивщина», захватив власть в Киеве, незаконно начала назначать своих ставленников в восточные регионы страны, что также спровоцировало эти события. И все заявления, звучащие сейчас из Киева, якобы процессы на восточной Украине контролируются из Москвы, не имеют под собой никаких оснований. Поэтому любая силовая акция Киева против народного движения чревата серьезными последствиями, и прежде всего для самих украинских властей.
- Вы говорите, что в событиях на востоке Украины нет руки Москвы. Однако в социальных сетях появились кадры, где отчетливо видно, что административные здания захватывали не местные, а приезжие вооруженные люди…
- Я вам с полной уверенностью говорю, что среди захвативших административные здания на Востоке Украины нет граждан России. Все эти ребята, бывшие работники силовых структур, прошедшие Афганистан, в эти трудные времена решили поддержать свой народ. Это своеобразный шаг отчаяния с их стороны, чтобы, наконец, их в Киеве услышали.
А что касается перехвата переговоров этих ребят, где они говорят на чистом русском языке, это не означает, что они приехали сюда из России. Например, вы никогда не отличите диалект жителей Луганска от жителей Ростова. Просто это очередная сказка киевских властей, чтобы оправдать свою бестолковую политику в отношении жителей Востока. Дескать, они имеют дело не со своими гражданами, а иностранными интервентами.
- Как Вы полагаете, распад Украины, как унитарного государства, неизбежен?
- Если власти в Киеве будут продолжать вести такую же политику и делать ставки на силовой вариант, то я не исключаю такого сценария. Как только прозвучат выстрелы и начнут погибать люди, поверьте: это приведет к гражданской войне. Вот я здесь со многими жителями разговаривал, и никто из них мне не говорил, что они хотят отделиться от Украины. Они требуют всего-навсего, чтобы их услышали, выпустили политзаключенных, провели открытые выборы, а не назначали туда губернатором Таруту или еще кого-то из олигархов.
У людей накипело, и они хотят, чтобы все изменилось, чтобы их не считали быдлом, советовались с ними относительно судьбы страны, а не навязывали свою идеологию. Я считаю, что если украинские власти хотят мира, то это возможно. Эти люди не хотят войны ни в Донецке, ни в Луганске, ни еще где-то. Надо срочно признать право людей на создание народных Советов (восстановим это слово). Эти советы, которые возникают не сами собой, а создаются народом, трудовыми коллективами, какими-то инициативными политическими группами, в критической ситуации могут стать субъектами политики.
- Вот Вы говорите, что людей надо слушать. Когда-то чеченцы тоже просили Путина о диалоге, но он начал «мочить их в сортире». А разве сепаратисты бывают разными?
- Это совершенно ошибочное мнение - сравнивать луганских и донецких ребят, вставших на защиту своих прав, с басаевскими боевиками. Это - опасный путь. Вспомните, с чего начиналась антитеррористическая операция против чеченских боевиков в 1999 году, после того, как они начали взрывать дома в Москве, терроризировать соседний Дагестан.
Только после этого власть в Москве перешла к решительным действиям против боевиков. Но никто из этих ребят на Востоке Украины не взрывает домов, не терроризирует мирное население; просто они вышли с конкретными требованиями. Они хотят федерализации, региональных прав. По какому праву «Батькивщина» должна навязывать жителям Украины свою волю, если она проиграла общенациональные выборы?
- Какова цель России в присоединении и восточной Украины?
- Никто не заинтересован в распаде Украины, и в первую очередь – Россия. Это киевские власти уже несколько месяцев нагнетают обстановку, что, мол, Путин не сегодня-завтра оккупирует Восток Украины. Все это - чушь. Как вы себе представляете это, чтобы между Россией и Украиной началась война, да еще к тому же с участием НАТО, а она обязательно вмешается, если такое, не дай Бог, произойдет. Поэтому ни один здравомыслящий политик не хочет войны.
- Почему же тогда Россия удерживает на границе с Украиной такое большое количество войск?
- Группировка российских войск, дислоцирующаяся на границе с Украиной, насчитывает всего 40 тысяч человек, тогда как наша группировка на Северном Кавказе насчитывает 58 тысяч. Вот я вам задаю вопрос: может ли Россия пойти на войну с 46-миллионной Украиной с 40 тысячами войск.
Азербайджан находится в состоянии холодной войны с Арменией; вот спросите у своих военных, если не верите мне, можно ли 40 тысячами солдат оккупировать такую большую Украину. Поэтому я считаю все это бредом. Нельзя противопоставлять русских украинцам, а украинцев – русским, нельзя разрывать единство православного мира, Украина – православная страна, и большинство граждан России – тоже православные. Поэтому я даже в самом страшном сне не смогу себе представить войну между Россией и Украиной.
- Но об этом говорят не только на Украине. Об этом заявил и генсек НАТО Андерс Расмуссен…
- Расмуссен представляет 5-миллионную Данию, и для него 40 тысяч войск - это внушительно. На Украине же знают, что такое война и как нужно воевать. Поэтому если кто-то полагает, что Россия сошла с ума, то они заблуждаются. Никаких военных сценариев у Путина нет. То, что происходит на Востоке Украины, это нормальное демократическое сопротивление, подобное тому, которое имело место в Азербайджане в начале 1990-х годов. Ведь азербайджанцы тогда тоже боролись за свою независимость и права, однако вас же не называли тогда сепаратистами. Я когда приезжаю в Баку, обязательно иду почтить память азербайджанских шехидов, павших за свободу своей Родины.
- Запад Украины хочет интеграции с Европой, а Восток - с Россией. Как объединить интересы всех жителей Украины?
- Я как гражданин России с украинскими корнями, тоже хочу интеграции с Европой, но не с Евросоюзом. Евросоюз - это либеральное, бюрократическое образование, которое навязывает свои условия народам других стран.
Представьте, что Азербайджан стал членом Евросоюза, и по желанию какого-то еврочиновника вашим крестьянам завтра скажут, что ваши прекрасные помидоры, клубника или персики европейскому рынку не нужны. То есть, Европа окутана бюрократией. Украинцы не хотят жить в такой Европе, где педерасты играют «первую скрипку», где навязывается своя идеология. Донецкие и луганские шахтеры никогда не пойдут на сближение с такой Европой. То же самое и в Западной Украине. Попробуйте во Львове или Тернополе рассказывать об однополых браках, да там вас просто камнями забросают. Они очень религиозные и верующие люди. В такую Европу хотят Киев и киевские демагоги?!
- Бывшие советские республики, в том числе и Азербайджан, после украинских событий стали опасаться имперских амбиций Путина, благо есть такой деятель, как Жириновский, тоже подливающий масла в огонь. Что Вы можете сказать по этому поводу?
- Я могу высказать свое мнение: Жириновский - враг России. Его заявления в отношении Казахстана, Азербайджана, Грузии, Украины и других стран коренным образом противоречат интересам России, и никак не способствуют дружбе между нашими государствами и народами.
У России нет никаких планов построения империи. И в отношении Азербайджана у нее нет никаких угроз. Наши отношения прекрасно развиваются, и прошлогодний визит Путина в Азербайджан доказал это. То есть, Азербайджану незачем опасаться какой-то угрозы от России. Но Азербайджану в рамках своего государства во избежание проблем в будущем следует наладить диалог со всеми национальными меньшинствами: и с лезгинами, и с талышами, и с русскими, и с удинами. И такое единение только укрепит Азербайджан. И напоследок еще раз посоветовал бы моим азербайджанским друзьям меньше слушать Жириновского, а смотреть на реальность в азербайджано-российских отношениях.