Чтобы сравнить уровень развития государств мира, применяется большое количество методов и данных. В числе наиболее используемых из них — объем ВВП. Но в последние несколько лет создают все больше альтернативных методов оценки, привязанных, в частности, к уровню социального развития стран.
Например, в новых подсчетах стали применяться показатели, которым в прошлом не придавалось особого значения, такие как, например, доступность интернета или устойчивость экосистемы.
На форуме, проведенном в апреле прошлого года в Оксфордском университете фондом Сколла (его создатель — основатель E-bay Джефф Сколл), под названием «Индекс социального прогресса» (ИСП) на мировом уровне был впервые составлен рейтинг стран по этому показателю. При определении ИСП, утвержденного по итогам встреч ученых Гарвардского университета и Массачусетского технологического института с деловыми кругами из разных стран мира, ведется поиск ответов на три основных вопроса:
— Могут ли граждане какой-либо страны удовлетворять свои базовые потребности?
— Созданы ли условия, необходимые для проживания индивидов и всего общества в благополучии и его поддержания?
— Обеспечиваются ли возможности, которые позволяют членам общества реализовать их потенциал?
Экономическое развитие
Результаты рейтинга ИСП, которые были во второй раз опубликованы на прошлой неделе и поставили Новую Зеландию на верхнюю позицию с точки зрения социального прогресса, оставив Чад на последней строчке списка, были с интересом встречены во всем мире.
Два важных результата исследования заставляют нас по-новому взглянуть на экономическое и социальное развитие государств. Во-первых, ИСП показывает, что уровень социального прогресса стран, обладающих примерно одинаковым объемом ВВП на душу населения, существенно отличается.
Во-вторых, согласно ИСП, уровень экономического развития или, иными словами, успех в экономической области сам по себе не может говорить об уровне социального прогресса.
Например, показатели ВВП на душу населения в Гане и Нигерии весьма близки: 1,8 и 2,3 тысячи долларов.
Однако по ИСП Гана занимает 96-е, а Нигерия — 123-е место. Следовательно, налицо существенная разница с точки зрения уровня социального развития этих двух государств.
Какое значение имеет ИСП?
Независимо от места проживания на земном шаре, все люди имеют одинаковые потребности. Например, потребности, связанные с возможностью продолжения жизнедеятельности человека: безопасно питаться, иметь кров в защищенном месте, получать образование, которое обеспечит хороший уровень жизни в будущем, или просто ощущать свободу. Но один только экономический прогресс не способен повсюду и всем гарантировать все, что было перечислено выше.
Возьмем, например, Томаса, который проживает в США, где доход в расчете на душу населения составляет около 45 тысяч долларов, и Кимбру из Новой Зеландии, где этот показатель равен 25 тысячам долларов. Согласно ИСП, тот факт, что Томас живет в одной из самых богатых стран мира, вовсе не означает, что он обладает лучшим уровнем жизни, и оценка социального прогресса Новой Зеландии (88,24) выше, чем в США (82,77).
Оценка ИСП находится в прямо пропорциональной связи с экономическими показателями, измеряемыми наподобие ВВП на душу населения. Однако очевидно, что только этих показателей недостаточно для того, чтобы определить уровень социального прогресса. Так, в странах, обладающих низких уровнем дохода, небольшой рост ВВП способен создать значительные положительные эффекты для социального развития. Но при этом экономический рост в государствах с высоким доходом может повлечь за собой новые социальные и экологические проблемы.
Каково положение проживающего в Турции Али?
ВВП на душу населения в Турции, занимающей 16-е место по численности населения среди 132 рассматриваемых в исследовании государств, равен 13,7 тысячи долларов. ИСП Турции составляет 64,62, что ставит ее на 64-е место. Страны, объем ВВП на душу населения в которых находится на близком к Турции уровне, — Уругвай, Белоруссия, Ботсвана, Панама, Мексика, Маврикий, Малайзия, Ливан, Россия, Болгария, Казахстан, Аргентина, Латвия, Чили и Венесуэла. Но, к сожалению, по индексу социального прогресса Турция выглядит гораздо слабее этих государств. По сравнению с этими странами, Турция обладает более низкими показателями в области развития равноправия, гражданской активности, доступа к высшему образованию, устойчивости экосистемы.
ИСП напоминает, что, когда правительства в стремлении создать лучшие условия жизни для своих граждан проектируют стратегии развития, они не должны концентрироваться только на экономическом росте, нужно выходить за его пределы. Возможно, пришло время для Турции, определившей важные социально-экономические цели на 2023 год, по-новому взглянуть на существующие проблемы.