Для тех, кто в ней рождается, она кажется чем-то естественным, как воздух, которым мы дышим; для людей несвободных — это мечта; а для тех, кто ее завоевал она становится святыней. Что же такое для нас свобода?
Дикий зверь
Простой на первый взгляд ответ на этот вопрос оказывается настолько же запутанным, как история человечества. Греческие философы, которые сформировали наш образ мысли, давали разные определения, и их совершенно не смущало, что пока они размышляют о свободе и демократии, им прислуживают рабы. Свободу так же сложно описать, как время. Мы вроде бы знаем, что это, но не можем дать этому явлению определение. Известный ответ блаженного Августина («Я знаю, пока меня об этом не спрашивают») служит этому прекрасной иллюстрацией, а множество трактатов и исследований (которые каждый может обнаружить, "раздвинув ветви" интернета) лишь это подтверждает.
Так что я опущу такие аспекты свободы, как свободная воля человека, ее связь с атрибутами божественного, интеллектуальную предрасположенность (или ее отсутствие) к осознанному переживанию собственной жизни или бихевиорально-исторические аспекты, формирующие наше сознание. Я опущу крайне интересный вопрос влияния свободы отдельного индивидуума на свободу окружающих.
Я сосредоточусь на выделенном аспекте: свободах гражданина, которые формируют государство, понимаемое в самом простом виде — как сплоченную историей организованную общность. Стоит (хотя бы на фоне последних украинских событий) рассмотреть этот аспект свободы и, отложив все ученые трактаты, подумать об этом «просто так».
Ведь наш договор с миром кажется простым лишь на первый взгляд. Когда не происходит ничего ужасного (войны, событий, угрожающих жизни), мы ограничиваем его будничными вещами: заботой о выживании, удовлетворением желаний, потребностей и амбиций. И мало кто задумывается о том, насколько сильно зависит наша жизнь от основополагающего условия - свободы, понимаемой в данном случае как свобода выбора собственного жизненного пути, свобода собраний, вероисповедания, перемещения, реализации общественных задач или участия в политической жизни государства.
В современном мире (в сфере европейской культуры, на которую я опираюсь в своих размышлениях) отсутствие этих атрибутов воспринимается как лишение принадлежащего нам права на свободу. По крайней мере, так видят это народы, которые отвоевали себе свободу и равенство граждан.
Ведь свобода — это не метафизическая конфета, которую можно бесконечно сосать. Свобода сродни дикому зверю, который жаждет крови. И ей приходится немало ее выпить, прежде чем она превратится в основу общественной справедливости — фундамент демократии. Так было, есть и, судя по всему, будет. История учит, что это сложный процесс, который в любой момент может быть искажен. Многие демократии помещали на властную вершину людей, которые через какое-то время устанавливали авторитарные режимы, что, в свою очередь, приводило к разрушению системы, при помощи которой они пришли к власти: они вновь отбирали фундаментальные права личности, порабощали свой, а зачастую и другие народы.
Кто позаботится об этом дитяти?
Все идеологические системы, которые не уважали свободу человека, деформировались, генерируя зло. И вновь, чтобы сорвать сжимающееся ярмо тирании, была нужна кровь (как на Майдане). Насколько же важна свобода гражданина в государстве, и что она на самом деле означает?
Понятно, что свобода не может быть неограниченной. Никто не станет в здравом уме утверждать, что запрет красть, насиловать и убивать, накладываемый государством, порабощает человека, что наказание за преступные деяния отбирает у него свободу и независимость. Одновременно государство не может ограничивать действия отдельных людей или групп, полагающих, что оно несправедливо, плохо управляется и ущемляет собственных граждан. А граждане, в свою очередь, не могут злоупотреблять правом на свободу, вымогать себе уступки, действовать безнаказанно.
Что же в таком случае описывает статус свободы? Ответ на этот вопрос — конституция: консенсус общественного договора в форме вышестоящего права, на который соглашается (через своих представителей) большинство граждан, и который представляет собой кодекс прав, обязанностей и прерогатив жителей страны. Именно к конституции чаще всего апеллируют демократии, хотя ловкие политики умеют манипулировать даже ею. Следует задать вопрос: существует ли способ, чтобы демократия, имеющая тенденцию к пожиранию собственного хвоста, не служила тайным, зачастую преступным замыслам властных вырожденцев? Не только диктаторов, но и коррумпированных правительств и круга их поборников? Чтобы демократия не попирала свободу?
Представляется, что есть два основополагающих условия для того, чтобы демократия работала исправно: следует оберегать свободу индивидуума и стабильность конституции. Каждый признак отступления от этих принципов — это сигнал, что начались процессы, которые могут поколебать основы демократической государственности. Так что давайте оберегать то благо, которым является свобода. В свете нашей польской истории — младенца. Ведь кто, как не мы, позаботится об этом дитяти?