Все больше россиян-православных христиан отправляются на Святую землю. Даже в правительстве России находятся такие люди.
Строительные леса достигают самой вершины высокой башни. С нее открывается прекрасный вид на исторический центр Иерусалима и на долину реки Иордан.
У арабских рабочих, стучащих наверху молотками и сверлящих стену, нет времени, чтобы наслаждаться этим видом. На Елеонской горе нет ни одной церкви, которая была бы так близка к небу, как звонница русской православной церкви Вознесения Господня. «Раньше она указывала паломникам путь в Иерусалим, – говорит архимандрит Роман Красовский. – Ее реставрируют впервые за 130 лет». Священник с черной бородой с проседью и длинными волосами руководит на Елеонской горе миссией Русской православной церкви за границей. Реставрация ее здешнего символа – это необходимая мера и одновременно сигнал о том, что православные христиане из бывшего Советского Союза в большом количестве возвращаются на Святую землю. «Раньше к нам приходило всего около 500 верующих в год, а сейчас столько иногда приходит за день», – говорит архимандрит Роман о святыне, которая находится в нескольких шагах от того места, с которого Иисус, согласно преданию, отправился на Небо. В церкви монастыря на Елеонской горе тесно становится не только на предпасхальной неделе. Облаченные в черные одежды пожилые женщины приближаются к стоящему на полу камню, с которого Мария якобы наблюдала за вознесением Христа. В маленькой капелле по соседству с церковью они падают ниц в том месте, где, по преданию, была погребена голова Иоанна Крестителя. На Елеонской горе в Иерусалиме мирно молятся рядом друг с другом русские и украинцы. Конфликт бушует где-то далеко от них.
Интерес к Святой земле возродился еще в 1990-х годах. «После краха коммунизма многие люди вновь обратились к религии. Теперь же они могут себе позволить приехать сюда, – говорит архимандрит Роман. – Это стало еще проще после того, как Израиль пару лет назад отменил визовый режим для россиян». Для многих россиян, выросших при коммунистическом режиме, поездка на Святую землю становится своеобразным наглядным уроком религиоведения. «Во всех моих группах есть христиане, которые только недавно обратились к вере и еще даже толком не знакомы с Библией. Часто во время паломнических поездок по библейским местам они только узнают, во что они, собственно, верят», – говорит экскурсовод Александр Занемонец, который в преддверии Пасхи работает практически без выходных, потому что в Иерусалим в эти дни приезжает великое множество россиян.
Статистика израильского Министерства туризма подтверждает эту тенденцию: в 2005 году страну посетили около 45 тысяч российских туристов, а в прошлом году их число достигло 600 тысяч. Это всего на 40 тысяч меньше количества американцев, которые лидируют среди всех иностранцев, приезжающих на Святую землю. При этом далеко не все россияне являются настоящими паломниками: многие прилетает сюда всего лишь на один день из Турции, где проводят отпуск. А кто-то приезжает в гости к друзьям и родственникам (в 1990-х годах в Израиль иммигрировало больше миллиона российских евреев).
Российские политики также являются частыми гостями на Святой земле и проявляют при этом почти столько же щедрости, сколько проявляло когда-то царское семейство, на средства которого было построено множество церквей и монастырей. В 2011 году тогдашний президент России Дмитрий Медведев открыл в Иерихоне музей, строительство которого профинансировало российское правительство. Он посвящен русскому прошлому Святой земли. А годом позже Владимир Путин посетил Вифлеем. Открывая там Российский научный и культурный центр, он с упоением рассказывал о «многовековой» истории отношений России со Святой землей и особенно с городом Иисуса Христа. Строительство этого центра профинансировал российский концерн «Роснефть». В знак благодарности жители города присвоили одной из улиц города имя Путина. А в Иерихоне уже несколько лет есть улица Медведева.
«На протяжении десятилетий православная церковь буквально боролась за выживание на Святой земле», – говорит архимандрит Роман. Но вместе с паломниками сюда пришли большие деньги, значительная часть которых уходит на ее реставрацию. Там, наверху, на церковной башне рабочие устраняют повреждения, причиненные ей разрушительным землетрясением 1927 года. А несколько лет назад, когда реставрация Церкви Вознесения Господня только началась, рабочим приходилось заделывать пробоины в стене, появившиеся от гранат за время войны, бушевавшей здесь в прошлом веке. В Иерусалиме Русская православная церковь через сто лет восстанавливает свои позиции после последствий Первой мировой войны и Октябрьской революции 1917 года.
До начала войны русские соперничали здесь с другими европейскими державами за влияние и присутствие на Святой земле. Так, императорское семейство поддерживало строительство церквей и монастырей. В паломничестве 1913 года приняли участие двенадцать тысяч русских верующих.
Однако после поражения коммунистов в Первой мировой войне всему этому пришел конец. РПЦ разделилась: верующие, поддержавшие царя, присоединились к Русской православной церкви за границей, представительство которой на Святой земле архимандрит и возглавляет. В Советском Союзе Русская православная церковь (Московский патриархат) до недавнего времени оставалась лояльной коммунистическим правителям. Лишь по настоянию Путина в 2007 году состоялось воссоединение обеих церквей. Однако раны, оставшиеся после раскола, даже на Святой земле заживают медленно.
Основанное в 1948 году государство Израиль вскоре после своего появления наладило отношения со сталинским Советским Союзом и отдало московскому патриархату монастыри РПЦ. В 1964 году Никита Хрущев продал значительную часть находившихся в советской собственности церквей Израилю – за два сухогруза с апельсинами, как поговаривают в Иерусалиме. В их числе был также комплекс зданий недалеко от Иерусалимской ратуши, который до сих пор называется «Русским подворьем». На его площади в 70 тысяч квадратных метров в конце XIX века возник настоящий городок паломников, в котором был даже собственный храм. Сегодня в этом комплексе располагаются отделение израильской полиции, суд и тюрьма. Три года назад израильское правительство по просьбе Москвы вернуло Сергиевское подворье России.
О Русском подворье, на территории которого располагается представительство Московского патриархата, стороны договорились полюбовно. Однако они по-прежнему спорят о крупном участке земли, на котором РПЦ хотело бы построить подворья для многочисленных паломников – например, на склоне Елеонской горы, неподалеку от Гефсиманского сада. По слухам, на строительство отведено несколько миллионов долларов, но к этой территории проявляют интерес израильские поселенцы. Однако городские власти Иерусалима конфисковали эту землю, потому что, по их мнению, она на протяжении слишком долгого времени оставалась неблагоустроенной.
В ситуации с другими церквями вспомнились тесные связи России и Германии, имеющие еще более давнюю историю. Эти церкви были отреставрированы на немецкие деньги. Царь Александр III построил недалеко от Гефсиманского сада церковь и посвятил ее своей матери, гессенской принцессе Марии Александровне. Рядом с алтарем в мраморном саркофаге покоится убитая в 1918 году большевиками Великая княгиня Елизавета. Урожденная принцесса Гессен-Дармштадтская, сестра последней царицы и внучка британской королевы Виктории завещала похоронить ее именно здесь. Посещение ее саркофага относится для многих паломников к обязательной программе пребывания на Святой земле, потому что православная церковь почитает Великую княгиню как мученицу.