Мой нынешний беспартийный статус позволяет мне писать и говорить то, что думаю, совершенно не оглядываясь на то, как это отразится на однопартийцах и партии в целом. Хотя, по большому счету, писать все, что думаю, мне не мешал и «партбилет», с которым я расстался без выговоров и по собственному желанию.
Возможно, я бы и не стал изображать весь этот Марлезонский балет, если бы оказалось, что мой случай для Социал-демократической партии — единичный.
Ходят слухи, что в ее рядах давно зреет широкое недовольство. После распределения мест в правительстве и составления по известным лишь очень узкому кругу лиц принципам списка кандидатов в депутаты Европарламента вопросов у рядовых членов стало намного больше. Фактически количество вопросов уже критически превысило количество ответов, исходящих от руководства партии. Хваленая внутренняя демократия СДП, о которой говорили первые лица, комментируя скандалы в других партиях, может оказаться не такой уж безупречной, а руководство — не таким белым и пушистым, как декларировалось. В рядах партии уже вызревает фронда, которая в любой момент может потребовать перемен.
Я не буду жаловаться и распускать нюни, типа, зажимали, не на то место в избирательных списках на прошлых выборах поставили и т.д. Все это мелочи, на которые не стоит обращать внимания. Но за что я все же должен сказать спасибо соцдемам, так это за то, что показали местную политическую кухню. Одно дело — наблюдать за нею со стороны, другое — принять личное участие. Опыт интересный и полезный.
Для начала, чтобы были понятны мои дальнейшие рассуждения о Социал-демократической партии, надо отметить, что все политические партии Эстонии, за исключением, возможно, ультрарадикальных правых партий, лишены какой-либо идеологической составляющей. Нет у эстонских партий идеологии, как нет и борьбы идей и идеологии.
Все партии Эстонии — это партии карьеристов той или иной степени амбициозности. Вокруг наиболее амбициозных образуются своего рода фан-клубы. Это такие группировки внутри партии, которые сводят всю политическую борьбу к выяснению, кто на каком месте окажется в избирательном списке, какую должность займет в партийных структурах или получит ли место в совете государственного или муниципального предприятия.
В принципе, вся политическая борьба в стране именно к этому и сведена. Вы не найдете каких-либо идеологических межпартийных баталий, даже в предвыборный период. Максимум: кто и сколько украл и сколько денег дала Москва Сависаару, чтобы он крепче держал в своих любвеобильных объятиях местное русскоязычное население. Все партии на одно лицо, их предвыборные программы по большому счету ничем не отличаются.
Отсюда и беготня некоторых политиков из одной в другую; попытки создавать новые партии со старыми людьми и т.п. Отсюда же и противоестественные, если исходить из классической политической схемы, союзы и коалиции. При этом, чтобы попасть в эту самую коалицию, партии готовы жертвовать в том числе и своими предвыборными обещаниями, которые именовали принципиальными.
Наглядный пример: тартуская коалиция Партии реформ, СДП и центристов. Она рождалась» на моих глазах. Скажу сразу, я был против этого тройственного союза, был одним из немногих, кто открыто выступали против заключения коалиционного договора с реформистами. Эстония устала от реформистов во власти, точно так же, как Таллинн устал от центристов.
Но вот в правлении соцдемов решили, что провал на местных выборах можно компенсировать коалиционным договором, естественно, совершенно не пошатнув позиций реформистов в городе. Как мы видим сейчас, более-менее похожая ситуация сложилась с правительством. На мой взгляд, это большая тактическая ошибка СДП, и она еще даст о себе знать во время будущих выборов в Рийгикогу. Будущее партии было принесено в жертву ради удовлетворения личных амбиций некоторых ее представителей.
Возможно, идея с коалицией и была бы полезной для СДП, если бы люди, которые вели переговоры, отстаивали некоторые принципиальные вопросы своей избирательной программы, а не велись на общие моменты вроде того, сколько километров пешеходных и велосипедных дорожек открыть в городе.
Правда, нужно признать, в отличие от центристов, которых интересовало только два пункта (место спикера для Муста и место вице-мэра для Шокмана), представители от СДП еще пытались что-то там изображать, но сдавали свои позиции шаг за шагом, сильно боясь упустить возможность попасть в мэрию. Так, практически ничего не осталось от идеи с ежегодными пособиями школьникам, а вопрос о бесплатных местах в детских садах даже не поднимался. А ведь эти два пункта были тем немногим, что хоть как-то отличало программу СДП от всех остальных.
Сильно не ошибусь, если скажу, что соцдемы в Тарту просто капитулировали перед «реформой». Причем продолжают сдавать свои позиции и дальше. Так «битва за автовокзал», что была одной из основных в предвыборный период, судя по всему, осталась за Партией реформ. Это притом, что городским планированием сейчас занимаются как раз соцдемы.
Ах, да, чуть не забыл, еще Лауристин назвала большой «победой» принятие «демократического пакета», по которому «оппозиции» предоставляется возможность возглавить один из городских комитетов, возможность обрести фракцию из трех человек, ну, и еще что-то из разряда «дабы услышали». Короче говоря: «СДП — это не партия социальных гарантий, а партия решения социальных проблем». Кто не понял, это цитата из Лауристин. Интересно было бы посмотреть на реакцию европейских соцдемов, когда номер один в евросписке от СДПЭ заявит такое в Европарламенте.
Уверен, по некоторым вопросам сия дама быстрее бы нашла общий язык с госпожой Ле Пен. К примеру, по вопросам образования. Она и ранее неоднократно поддерживала Аавиксоо в его реформе, а сейчас, когда в кресле министра образования устроился однопартиец, ей как «маме социал-демократии» в Эстонии и карты в руки. Одних оставить без русского языка, продолжить дело Авиксоо, а для всех вместе — раздолбать образовательную систему, разделить ее на составляющие и угробить, в том числе и считающиеся элитными школы.
Вместо того, чтобы подумать, обсудить и понять, почему СДП потерпела полный разгром на местных выборах, прозвучали слова о том, что было бы неплохо иметь собственных русских бройлеров (при этом, чтобы они были удобны, в первую очередь, руководству партии) для сбора голосов русскоязычных. Вы уж меня простите, но выглядит это со стороны как-то оскорбительно, что ли. Я понимаю, центристы уже давно не могут иначе, судьба у них такая, но тут…