Экономическая ситуация России продолжает ухудшаться. Это не может не отразиться на торгующей с этой страной Литве. Министр финансов России Антон Силуанов официально признал, что в этом году рост экономики может быть близок к 0%. Но советник президента банка SEB Гитанас Науседа утверждает, что, если официальные лица говорят о стагнации, надо ожидать экономического кризиса.
«Чем хуже экономическая ситуация, тем больше у глав Росси мотивация перенести внимание на другое: бряцать оружием, пугать других. Так можно мобилизовать боевой дух россиян и отвлечь их внимание от экономических вопросов. Пока что это удается неплохо, не знаю, как долго это может продолжаться», – сказал он.
Сами россияне свое экономическое будущее связывают с утечкой капитала. В первом квартале страна лишилась почти 70 млрд долларов. Минфин России официально прогнозирует, что за этот год из страны уйдет примерно 100 млрд. долларов.
Но Науседа утверждает, что эти цифры будут намного больше.
Прогнозируются и плохие перспективы экспорта энергетики.
«Здесь тоже, видимо, будут определенные потери, из-за снижения экспорта природного газа в ЕС и Украину. Все это значит, что россияне, с одной стороны, хотят запугать, а с другой стороны, сами понесут потери, так как останется непроданный газ», – сказал Науседа.
Санкции будут применять сами
Собеседник обратил внимание, что санкции в отношении России предприятия могут применять сами, не ждать решения правительства.
«Не обязательно ЕС объявлять какие-то формальные санкции, формальные ограничения, просто предприятия, особенно в тех странах, где бизнес прислушивается к настроениям властей, сами будут прекращать связи с российскими партнерами, и это будет происходить на невидимом фронте. Никто не будет об этом писать в СМИ», – сказал он.
Экономист подсчитывает, что, если российская экономика придет в упадок, это может лишить литовскую экономику 0,5-1%. Минфин Литвы прогнозирует, что в этом году рост экономики составит 3,4%, а весь ВВП составит 102,3 млрд. литов. В таком случае из роста придется отнять 0,5-1 млрд. литов.
«В России инфляция пока такая же, и это самый большой удар по конкурентоспособности нашего экспорта. Потом начинается второй этап, когда восстанавливается конкурентоспособность из-за растущей инфляции. Тогда появляется возможность и у наших производителей повышать цены, можно восстанавливать маржи, которые были утрачены в первый период падения курса рубля. Но вопрос, насколько наши предприятия смогут пережить самый сложный первый период. Некоторые вообще будут вынуждены отвернуться от России. Тогда возникает вопрос, будет ли у них желание или возможности в более поздний период вернуться на этот рынок», – сказал экономист.
Назвал самое слабое место
Экономист банка Nordea Жигимантас Маурицас утверждает, что самое слабое место российской экономики – инвестиции, которые могут снизиться почти как в 2008 г. – почти на 40%.
«Сейчас будущее российской экономики неопределенное, так как ситуация довольно быстро ухудшается. Ахиллесова пята России – это инвестиции. Это вызывает наибольшую тревогу, так как прогнозируется, что денежные потоки из России будут и дальше уходить. Кроме этого, прогнозируется, что инвестиции на внутреннем рынке могут значительно снизиться. На это может повлиять утраченное доверие иностранных инвесторов и возросшие издержки на кредитование», – прокомментировал он.
Но экономист обратил внимание, что российскую экономику поддерживают цены на нефть, которые сейчас довольно стабильны.
По его словам, наиболее сильная сторона российской экономики – это внутреннее потребление, которое частично было вызвано растущим кредитованием.
Также в стране довольно небольшой уровень безработицы, примерно на одну десятую повышаются зарплаты.
«Пока внутреннее потребление – единственный двигатель, который еще везет российскую экономику вперед. Доверие жителей пока есть, но если ситуация станет хуже, доверие тоже может быстро снизиться. Можно сказать, что Россия находится в похожей ситуации, в какой была Литва в 2008 г., когда по инерции чувствовался рост на внутреннем рынке. Но уже есть проблемы, которые потребители пока не ощущают», – сказал Маурицас.
Есть план Б
Экономисты банка Nordea, учитывая ситуацию в России, уже снизили на этот год прогноз роста литовской экономики с 3,6 до 3,2%.
«Пока мы оцениваем, что влияние может быть менее 0,5% ВВП, конечно, если ситуация будет ухудшаться, возможно и больше. Но хочу подчеркнуть, что большого влияния не должно быть. Литва уже не такая, как в 1998 году, когда был кризис в России», – сказал собеседник.
Кроме этого, он напомнил, что 85% всего литовского экспорта составляет реэкспорт, и больше всего может пострадать транспортный сектор.
«Но немалая часть транспортных предприятий, особенно больших, подготовили план Б. За определенное время они могут переориентироваться на западные рынки, тем более, что Западная Европа восстанавливается», – сказал Маурицас.
«Наиболее уязвимы производители молочных, мясных продуктов. Но и у них есть план Б, у них есть фабрики в самой России, поэтому они довольно гибкие», – сказал Маурицас.
Не видят угрозы
Правительство Литвы пока не меняет сценарий роста экономики страны. Премьер Альгирдас Буткявичюс говорил, что в худшем случае из-за ситуации в России Литва может лишиться 1,3% роста ВВП.
Минфин объявил, что в первом квартале нынешнего года в бюджет поступило налогов на 0,7% меньше, чем планировалось – 4,37 млрд литов. Но это на 7,3% больше, чем в тот же период прошлого года.