Шведские эксперты и шведские СМИ продолжают следить за развитием событий на Украине: как может повлиять положение в восточных областях Украины на предстоящие 25 мая выборы президента?
Анализирует ситуацию Ми Леннхаг (Mi Lennhag), аспирант Лундского университета, изучающая, в частности, политику на постсоветском пространстве.
Общее впечатление: мало заметно, что проходит предвыборная кампания. Нет никаких публичных дебатов между кандидатами. Разве что одиночные рекламные клипы по телевидению, типа «голосуйте за меня». Такое ощущение, что в нынешней ситуации, когда обстановка требует сплочения, кандидатам как-то «не пристало» спорить друг с другом или противопоставлять свою кандидатуру другим.
Предположение о потенциальных нападениях на избирательные участки тоже было отклонено, поскольку, как сказала Ми Леннхаг, «есть более серьезные причины для беспокойства».
«И восточной, и южной Украине трудно найти людей, которые могли бы стать кандидатами на пост президента. Это значит, что трудно найти кандидата, вокруг которого можно было бы объединить страну, включая и восток Украины, - отмечает Леннхаг. – Что в данной ситуации делать с Крымом - вообще непонятно: призывать ли крымчан голосовать за кандидата в президенты Украины? Ведь Киев не признал аннексии Крыма Россией. И если проводить в Крыму президентские выборы, то будут ли эти выборы и их результаты легитимными, будут ли признаны законными?»
Больше вопросов, чем ответов, говорит Ми Леннхаг и напоминает, что жители восточной Украины видят по телевидению совсем не ту картину событий, которую видим, например, мы в Швеции.
- Насколько вероятно, что выборы президента Украины вообще будут проведены?
- На сегодняшний день Украина не имеет контроля на всей своей территории. И это, конечно, затрудняет проведение выборов. Если говорить о чисто практических моментах, то совершенно очевидно, что за этими выборами будут наблюдать интенсивно и во многих сторон. ЕС планирует отправить своих международных наблюдателей, так что о каких-то «нечестных» выборах или мошенничестве при подсчете голосов вряд ли можно будет говорить. Но с другой стороны, возникает вопрос о, так сказать, «жизни после» выборов».
- Что будет, если Россия откажется признать президента, которого выберут на Украине?
- Тогда отношения между этими двумя странами останутся весьма проблематичными на очень долгое время. Поэтому вопрос легитимности этих выборов может означать разные аспекты. И тот факт, что кто-то в восточных областях Украины этих выборов не желает, еще не делает эти выборы нелегитимными. В разных штатах Америки, например, или даже в разных частях Швеции общественное мнение может отличаться от того, которое господствует в Стокгольме. Но это не делает выборы нелегитимными.
- Являются ли для жителей восточных регионов Украины предстоящие президентские выборы первоочередным приоритетом?
- Людей гораздо больше волнует высокая безработица, люди не чувствует к себе внимания со стороны Киева и критикуют центральные власти за недостаток контроля в армии, которая не способна защитить страну... То есть, не президентские выборы на первом месте, а ощущение безнадежности, критика властей, экономика, которая всё ухудшается. Вот в этом контексте можно, наверное, лучше представить себе место выборов среди других проблем...
- Не стремятся ли «прорусские активисты» сорвать выборы?
- По-прежнему нет явных доказательств того, кто они такие, эти «прорусские активисты», кем они являются. И в любом случае, президентские выборы и для них тоже не являются главной целью. Их недовольство направлено на Киев вообще, так сказать. В этом смысле президентские выборы тоже являются частью политики центральных властей, но, как я уже сказала, выборы президента - не главное и для тех, кого называют «прорусскими активистами», а это, кстати, довольно пёстрое сборище людей. Они тоже хотят высказаться по поводу ситуации в той части страны, где они живут.