Берлин – Перспектива введения ЕС экономических санкций в отношении России становится все более реальной. Каковы возможные последствия такого шага для ФРГ и России?
Введение Евросоюзом экономических санкций - так называемой «третьей ступени» - против России становится все более вероятным. Не исключено, что уже на следующей неделе состоится внеочередной саммит глав государств и правительств ЕС, на котором может быть принято соответствующее решение.
В Брюсселе пока не говорят о том, какие именно дополнительные меры воздействия на Москву планируют принять европейцы. Наблюдатели исходят из того, что речь идет об экспортно-импортных ограничениях. Страны ЕС экспортируют в Россию широкую палитру товаров, а покупают главным образом энергоносители - нефть и газ. Какими будут последствия в случае введения эмбарго на их импорт?
Эмбарго на российские энергоносители?
Президент Федерального объединения оптовой и внешней торговли Германии (BGA) Антон Бернер (Anton Börner) указывает на то обстоятельство, что выручка от экспорта нефти и газа составляет свыше половины доходной части российского бюджета и примерно четверть ВВП страны. При этом более 80 процентов российских поставок нефти и газа идут на Запад.
Объем европейско-российской торговли, по данным Бернера, составляет один процент суммарного ВВП Евросоюза, но 15 процентов ВВП России. Введение эмбарго на российские энергоносители, по его мнению, привело бы к болезненным последствиям для Германии, а для России стало бы угрозой существования ее экономики. Россия в этом случае, подсчитал Бернер, лишилась бы доходов в размере 100 миллионов долларов в день.
Последствия же прекращения импорта, в частности, российского газа для Германии стали бы не столь плачевными, по определению Бернера, «обозримыми». Запасов в немецких газохранилищах хватит примерно на полгода, а за это время, заявил он, вполне можно успеть найти альтернативных поставщиков.
Последствия экспортных ограничений
Другой аспект возможных экономических санкций ЕС против России - экспортные ограничения. «Если будет введен запрет на экспорт, то это будет иметь заметные негативные последствия для рынка труда в Германии. По нашим оценкам, примерно 300 тысяч рабочих мест в ФРГ существуют благодаря экономическим связям с Россией», - заявил в интервью DW глава Восточного комитета немецкой экономики Экхард Кордес (Eckhard Cordes).
В этом комитете объединены немецкие компании, занимающиеся бизнесом на постсоветском пространстве и в Восточной Европе. Лоббисты таких фирм называют и более крупные цифры - 350 и даже 400 тысяч немецких трудящихся, которые в случае экономических санкций ЕС в отношении России рискуют остаться без работы.
В министерстве экономики ФРГ, однако, корреспонденту DW не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть оценки Восточного комитета, посоветовав обратиться в министерство финансов. Но и оттуда пришел негативный ответ. «Министерство финансов, - говорится в нем, - не ведет статистики, касающейся числа рабочих мест в Германии, зависящих от экономических отношений с Россией».
Есть, правда, свежая информация Федерального статистического ведомства. По его данным, только 10 процентов из ориентированных на экспорт немецких фирм имеют торговые связи с Россией. Причем для 73 процентов из них поставки товаров в Россию составляют около четверти их оборота.
Что касается немецких импортеров российских энергоносителей, то их в Германии еще меньше - всего один процент фирм, закупающих товары за границей. Правда, зависимость именно этих компаний от торговли с Россией значительно больше. Для почти половины из них товар из России представляет собой три четверти всех закупок.
Сколько рабочих мест под угрозой?
В Федеральном статистическом ведомстве, однако, не смогли удовлетворить просьбу корреспондента DW и назвать конкретное число рабочих мест.
Эксперт ведомства Ильда Дуарте Фемандес объяснила, что это невозможно. Ведь, если какое-нибудь экспортное предприятие, имеющее в своем портфеле четверть заказов из России, их лишится, то это не означает, что и четверть персонала такой фирмы останется без работы. Спекулятивными оценки Восточного комитета немецкой экономики в Федеральном статистическом ведомстве не называют, но говорят о субъективном подходе.
Даже если предположить, что расчеты комитета верны, то цифра - 300 тысяч рабочих мест - все равно не столь уже велика, по сравнению с общим числом занятого населения в Германии. «В целом в Германии трудоустроены 42 миллиона человек, - напомнил в интервью DW директор Европейской академии в Берлине профессор Эккарт Штратеншульте (Eckart Stratenschulte). - То есть, 300 тысяч это всего лишь 0,7 процента от общего числа занятого населения. Для экономики в целом это не страшно. Иначе обстоит дело с отдельными фирмами».
Дрейф экономик
Это касается, в частности, немецких машиностроителей, для которых российский рынок - четвертый по значению рынок сбыта.
Однако перспектива лишиться этого рынка не особенно тревожит главного экономиста Объединения немецких машиностроителей и производителей промышленного оборудования (VDMA), Ральфа Вихерса (Ralph Wiechers). Даже при наличии определенных рисков он исходит из того, что в текущем году производство немецких машиностроителей вырастет на три процента.
В качестве стабилизирующего фактора Вихерс рассматривает страны ЕС, постепенно преодолевающие последствия долгового кризиса в еврозоне. Так что, если российский рынок окажется заблокированным в результате введения санкций ЕС, его будет чем заменить.
Профессор Эккарт Штратеншульте видит другую угрозу: дрейф экономик - России и Евросоюза - в разные стороны. «Вне зависимости от того, будут введены санкции или нет, все европейские страны раздумывают над тем, как им снизить энергетическую зависимость от России, - сказал он. - Конечно, это займет какое-то время. Но в итоге интенсивность экономических контактов снизится».