Две нерадостные новости из России, нам, в Белоруссии, полезно осмыслить. Первая. Сворачивается компания Marussia Motors. Это значит, что не будет и российского суперкара, конкурента «Феррари» и «Мазерати». Хотя его образцы уже показывали публике, они быстро ездили и смотрелись неплохо. В медийном пространстве проект продвигал шоумен и автогонщик Николай Фоменко, но за ним стояли серьезные финансовые силы. Не помогло. Работы свернуты, производственная площадка продается, персонал уволен. Обидно.
Вторая печальная новость: сдулся и «Е-мобиль» — проект миллиардера Михаила Прохорова. Замысел был грандиознее «Маруси», предполагая создание прорывной технической конструкции. Компактный мотор на пару с суперконденсатором обеспечивали гибридной модели фантастическую экономичность и достойную динамику. Машина позиционировалась как народная, дешевая. Три опытные модели — кроссовер, семейный «компакт» и седан — уже показывались на выставках. Под Питером уже был построен завод, чтобы выпускать их сотнями тысяч — столько потенциальных покупателей стояли в очереди и даже оплатили авансы. Вложив в проект огромные деньги, миллиардер его закрыл: продал за 1 (один!) евро. Это тем более обидно, что к «Е-мобилю» приложили руки белорусские дизайнеры.
Наконец, третья — даже не новость, а констатация. В эфире российского делового телеканала эксперты обсуждают последствия западных санкций. Это либеральный, рыночный канал. Бегущей строкой он перемежает мировые новости с котировками «голубых фишек». Вывод экспертов: страна должна быть всегда готова к худшему сценарию, чтобы пережить любые трудности и не зависеть от внешних факторов. «А вы уже запаслись тушенкой?» — вдруг спрашивает ведущий Игорь Витель. И продолжает: «Некоторые мои знакомые уже ходят по магазинам белорусских продуктов». Все знают, что, цитирую: «Белорусские — лучшие».
Что же дороже денег? Умение и репутация! Беларусь располагает тем и другим. Это важнее финансов. Одним рывком осилить суперкар и народный автомобиль магнатам не помогли никакие ресурсы. Почему? Аналитики объясняют: крупный бизнес привык зарабатывать быстро, на «коротких» деньгах, но еще плохо готов к долгосрочным инвестициям. Все признают, что замысел «Е-мобиля» был смелым, революционным. Чтобы довести его до конвейера, не хватило... инженерной школы. Можно быстро нарисовать красивый автомобиль и даже создать образец. Чтобы его производить массово, чтобы он был надежен и недорог, нужна школа. Быстро ее не создашь ни за какие деньги.
Ее может основать одиночка — Энцо Феррари, например, или Фердинанд Порше. Может и государство, как это было у нас при создании МТЗ или БелАЗа. Потом десятилетиями нарабатываются и передаются через поколения (инженеров, испытателей, конструкторов, ученых, слесарей–сборщиков) профессиональные навыки и создается репутация. Не навсегда. Ее нужно подтверждать. Если падают продажи грузовиков, то дело, наверное, не только в стагнации рынков. Вероятно, устарели модели и оборудование, на котором их производят. Это поправимо. Но если вовсе снести цехи с устаревшими станками («проще готовые машины закупать») — вот это будет непоправимо. Вместе с цехами будут навсегда уничтожены умения, школа — тому хватает примеров в близких и дальних странах, вчера еще развитых и вдруг оказавшихся «банановыми республиками».
О продуктах. Недавно проехав тысячи километров по европейской части России, вывески «Белорусские продукты» я видел повсюду. Интернет показывает, что и в сибирских регионах — в Кемерово, Новосибирске, Красноярске — их тоже знают. Но все же фраза телеведущего, искренняя, явно не проплаченная, — «белорусские — лучшие!», — дорогого стоит. Значит, на огромном рынке, куда рвется весь производящий мир, у нашей страны высокая и устойчивая репутация среди респектабельных потребителей. Чтобы производить хорошие продукты, тоже нужно умение. Школа, если угодно. Кто–то ее утратил, а мы храним и развиваем.
Ищите другую работу, доморощенные «аналитики», без конца пересчитывающие деньги, которые государство «закапывает в землю», «вбухивает в убыточный агросектор». Вы профнепригодны. Возможно, агросектор еще не так прибылен, как нам бы хотелось. Это тоже поправимо. Зато мы учимся работать с «длинными» деньгами, долгосрочными инвестициями. Это, как утверждают настоящие аналитики, трудно. Нам, судя по всему, удается.