Компания Apple от него отказалась. Программист отправился в Кремниевую долину, намереваясь удивить руководство компании новым дизайном интерфейса Макинтоша. Но его проект провалился. «Нас это не интересует», - сказали ему. Когда инженер спускался по лестнице на улицу, он столкнулся со Стивом Джобсом и, совершенно не стесняясь, высказал ему, что они совершают ошибку, не оценив по достоинству его предложения: «Вы упускаете возможность улучшить собственную продукцию». Джобса впечатлила эта уверенность в себе и твердость в отстаивании выполненной работы, и он сразу же заключил с ним контракт. А затем этот инженер изобрел способ увеличения изображения при наведении курсора на приложения, установленные на рабочем столе. На этом примере журналист Уолтер Айзексон (Walter Isaacson), биограф Джобса, показывает, до какой степени основатель фирмы Apple ценил активную жизненную позицию человека, то есть те личные качества, которые невозможно приобрести на занятиях, во всяком случае в рамках обычных учебных программ. То есть те самые социальные навыки, позволяющие быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек.
Именно эти навыки, получившие в англосаксонском мире наименование softskills, обозначают разницу между хорошим и отличным сотрудником, говорится в последнем докладе McKinsey, главной темой которого является взаимосвязь между образованием и занятостью в Европе. Побеседовав с более чем 8 тысячами молодых людей, воспитателей и представителями организаций, авторы исследования пришли к выводу о том, что отсутствие деловых навыков является одним из главных препятствий при устройстве на квалифицированную работу. 27% опрошенных представителей компаний признали, что недостаточные навыки работы в команде, свойственные их сотрудникам, создают проблемы для компании. А большинство указывает на умение правильно общаться как в письменной, так и в устной форме, находить подход к людям, творческое начало. Именно этих качеств чаще всего и не хватает молодежи. Подобные недостатки наблюдаются даже у выпускников вузов, имеющих отличные оценки в дипломе. «Необходимо нечто большее, чем хорошие оценки, чтобы сделать карьеру», - указывается в докладе McKinsey.
Так что же нужно? Наше издание обратилось к 20 известным людям в области культуры, науки, экономики и современных технологий, попросив их указать на три качества, необходимых молодому человеку для успешной карьеры. В большинстве случаев, по основным пунктам у них наблюдалось согласие.
Роса Гарсия (Rosa García), президент и советник-посланник испанского отделения компании Siemens, указывает, что для любой карьеры необходимы «основательное образование и глубокие знания» в той области, которой человек намерен себя посвятить. Чем более специализированными будут эти знания, тем более конкурентоспособным будет кандидат, добавляет Томас Диаго (Tomás Diago), основатель компании Softonic, одного из ведущих мировых производителей программного обеспечения.
После получения основного образования, человек приобретает профессиональные и деловые навыки, что повышает его востребованность как работника. Владение иностранными языками представляет собой несомненный плюс. Всем известно, что испанцы весьма плохо владеют английским. Именно поэтому постоянно слышатся призывы к тому, чтобы выучить его получше. Баскская писательница Долорес Редондо (Dolores Redondo), автор популярных детективных романов «Трилогия Бастана» ('Trilogía de Baztán'), считает знание иностранных языков обязательным условием для любого профессионала. «Речь идет об общении, но в гораздо более глубоком смысле, о личном контакте; общение с другими людьми является основополагающим, и никакое образование не в состоянии его заменить», - говорит она. На встречах глав европейских государств всем бросалась в глаза изоляция Мариано Рахоя (Mariano Rajoy), а до него – Хосе Луиса Родригеса Сапатеро (José Luis Rodríguez Zapatero), ввиду того, что они просто не знают иностранных языков. Как следствие, им очень трудно дается прямое взаимодействие в другими главами государств.
С другой стороны, человек с высшим образованием, но не владеющий при этом иностранными языками, сможет найти применение своим знаниям в значительно более узком сегменте рынка труда, как в географическом, так и в тематическом плане. Одним словом, меньше возможностей для карьерного роста, установления контактов и трудоустройства. Мариус Рубиральта (Màrius Rubiralta), куратор вузов в предыдущем правительстве Испанской социалистической рабочей партии (PSOE) и бывший ректор Барселонского университета, придает крайне важное значение знанию иностранных языков, поскольку помогают открыть дверь в другой мир. Помимо иностранных языков, немаловажное значение имеют общий уровень культуры и знания о странах, с которыми вы намерены развивать деловые контакты, подчеркивает Рубиральта.
Эти знания, например, облегчат заключение контракта или извлечение максимальной прибыли из научной разработки. Не стоит забывать также и о связах с общественностью. «Если ты участвуешь в работе какого-либо конгресса, и во время обеда окажешься за одним столом с гостем из Италии или Чехии, расскажи ему о своей стране, расспроси его о том, что происходит у него на родине, обсуди последние новости. Это всегда помогает создать положительное ощущение», - говорит Мариус Рубиральта, который в настоящее время заведует кафедрой химии.
Владение несколькими языками имеет, таким образом, не только исключительно утилитарное значение, считает Елена Очоа (Elena Ochoa), издатель и галерист, специализирующаяся на произведениях современного искусства: «Оно дает большую познавательную и эмоциональную гибкость, большие возможности понять других, независимо от культурной принадлежности и самобытности». То есть люди, знающие только один язык, не обладают широким кругозором.
Языки способствуют общению. А это качество в настоящее время ценится, как никогда. Писательница Мария Дуэньяс (María Dueñas), завоевавшая большую популярность своим романом «Время между швов» ('El tiempo entre costuras'), считает, что для успеха в профессиональной деятельности любой человек должен научиться излагать свои мысли связно и последовательно, поскольку это даст ему возможность уверенно и убедительно выступать на публике, обосновывая собственные взгляды и опровергая возражения оппонентов: «Писать тоже нужно ясно, доходчиво и продуманно». Мысль сама по себе может быть блестящей, но так и остаться под сукном, если не будет грамотно изложена. Возможно, изобретателю увеличителя для Apple пришло это в голову во время его первой встречи с руководителями компании.
Способность к четкому и лаконичному изложению собственных мыслей является обязательной для финансового консультанта и публициста Сесара Молинаса (César Molinas): «Если бы все испанцы обладали этой способностью, то дела у нас были бы гораздо лучше. И нужно с этим поторапливаться, поскольку это вопрос мышления, а не денег».
Молинас приводит пример из своего личного опыта: когда он жил в Лондоне, его дочери было два года, и в детском саду ее обучали азбуке: ежедневно дети должны были приносить из дома вещь, название которой начиналось бы на букву, которую они выучили накануне. Дети садились в круг и рассказывали, какую они вещь выбрали и почему. Работа по развитию навыков устной речи очень распространена в англосаксонском мире, а вот в Испании она находится в зачаточном состоянии.
Хорхе Вагенсберг (Jorge Wagensberg), ученый, популяризатор науки и музеевед, также считает одной из первоочередных задач умение говорить и писать, «передавать содержание текста в устной или письменной форме на нескольких языках (допустим, четырех)». «Язык упорядочивает мышление, каждый язык представляет собой целую культуру», - напоминает преподаватель Барселонского университета. Эта способность должна сопровождаться умением вести беседу, уточняет он. Вагенсберг при этом предлагает и конкретную методику: «Новые знания особенно хочется приобретать, когда обнаруживаешь парадоксы и противоречия, получаешь интеллектуальное удовольствие от каждого нового открытия».
Общение включает в себя множество аспектов, оно непременно должно быть междисциплинарным, убежден Матео Валеро (Mateo Valero), директор Барселонского центра компьютеризации (Barcelona Supercomputing Center), одним из первых ставший развивать информатику в мировом масштабе, как в учебной, так и в производственной среде. «Работник нового типа, - указывает он, - должен быть в состоянии сочетать глубокие знания по своей специальности с работой в коллективе вместе со специалистами в других областях; общение между специалистами разного профиля может быть затруднено, но в настоящее время междисциплинарная работа является основополагающей при осуществлении большей части проектов». То есть мы имеем дело с общением, которое необходимо для взаимодействия с другими людьми.
С каждым разом остается все меньше профессий, где люди работают обособленно. Как считает Ферран Адриа (Ferran Adrià), считающийся лучшим шеф-поваром в мире, даже прирожденному лидеру необходима команда. Общение между людьми в команде должно быть свободным. «Лучше щедро поделиться знаниями и опытом на безвозмездной основе», - указывает научная сотрудница Европейского центра ядерных исследований (CERN) Мар Капеанс (Mar Capeáns), где она возглавляет отдел разработки детекторов.
Если нет любви к делу, то не помогут ни хорошее образование, ни знание языков, ни способность устанавливать общение. В докладе ЮНЕСКО о состоянии образования в мире за 2013 год указывается, что все большую ценность приобретают такие качества, как увлеченность своей профессией, творческий подход, личная инициатива, способность к самостоятельной работе. «Отмечен высокий спрос со стороны компаний и учреждений и одновременно недостаточное количество кандидатов с такими качествами», - указывается в докладе.
Увлеченность профессией – это первое, что произносит президент фармацевтической компании Esteve Жоан Эстев (Joan Esteve), когда говорит о качествах, необходимых каждому молодому человеку, чтобы обеспечить себе будущее: «Независимо от рода деятельности, они должны вкладывать все свои силы и изобретательность в каждый проект, задачу или жизненные планы, которые намерены осуществить».
Дизайнер обуви Урсула Маскаро (Úrsula Mascaró) и советник косметической фирмы Natura Bissé Патрисия Фисас (Patricia Fisas) считают увлеченность обязательным условием любой успешной карьеры. Увлеченность предполагает постоянное стремление к самосовершенствованию, повышению профессионального мастерства, считают Томас Диаго и Мариус Рубиральта. Именно это отличает хорошее от выдающегося.
Настойчивость и готовность противостоять неудачам продемонстрировала, например, научная сотрудница из Израиля Ада Йонат (Ada E. Yonath), лауреат Нобелевской премии по химии 2009 года, открывшая механизм деятельности рибосомы. Во время пребывания в Таррагоне чуть более года назад она призналась, что коллеги считали ее ненормальной, когда она рассказывала им о предмете своего научного исследования. Гораздо более сильные ученые уже пытались это сделать, и у них ничего не получилось, как собираешься решить эту проблему ты, часто спрашивали они ее. Но она все-таки решила, упорно работала, пока не нашла ответа на интересовавший ее вопрос, и в итоге ее настойчивость и упорный труд были оценены по достоинству.
«Необходимо быть уверенным в том, что ты сможешь внести реальный вклад в работу и не дрогнуть перед возникающими проблемами. Никто не говорил, что профессиональная карьера дается легко», - сказал в этой связи Матео Валеро. Настойчивость требует сильного ума, считает Ферран Адриа: «В современном обществе сегодня ты Бог, а завтра – дьявол, поэтому тебе необходим сильный ум, чтобы преодолеть эту нестабильность».
«Жизнь – вещь непростая, и все замыслы не всегда получаются с ходу, –добавляет Жоан Эстеве. - Принятие решение сопряжено с риском, поэтому имеет огромное значение способность преодолевать неудачи и не впадать при этом в уныние».
Валенти Фустер (Valentí Fuster), главврач нью-йоркской больницы Mount Sinaí и генеральный директор Национального научно-исследовательского центра сердечнососудистых заболеваний, выступает за совмещение мотивации и зрелости. Он рекомендует «научиться устанавливать приоритеты, каждому определить свои способности, смотреть на все положительно, противостоять трудностям, принимать жизнь такой, какая она есть, всегда быть искренним и помогать людям».
Мотивация, увлеченность и правильная жизненная позиция способствуют развитию творческого начала, которое возникает не по мановению волшебной палочки, а вырабатывается с помощью каждодневных усилий. Кен Робинсон (Ken Robinson), британский специалист в области образования, определяет творческое начало как способность к выдвижению оригинальных идей, несущих в себе определенную ценность.
Творческий ум – это открытый ум, - подчеркивает Робинсон, - способный к критической оценке. Он лучше всего развивается при отсутствии заранее сформулированных идеологических установок: ничто так не тормозит мысль, как закоснелые догматические установки. Но инновация достигает наивысшей отметки только тогда, когда человек попадает в свою стихию». Именно поэтому Жоан Мессаге (Joan Massagué), мировая величина в изучении метастаз и директор нью-йоркского Института имени Слоана Кеттеринга (Sloan Kettering), призывает всех молодых людей «раскрывать свои таланты и умело применять их».
Матео Валеро утверждает, что для создания инноваций необходимо понимать общество, в котором мы находимся. «Только так, -подчеркивает он, - можно дать новые ответы на его потребности, понимая всю ответственность своей работы с этической точки зрения. Этическая составляющая поведения является основополагающей в профессиональной карьере».
Мануэль Сорт (Manel Sort), директор испанского филиала компании King, создавшей одну из наиболее популярных видеоигр, использует понятие «скромность», говоря о творческом начале, стремящемуся ко взаимопониманию с окружающими. «Независимо от нашего положения на рынке, мы ежедневно взираем на мир, как на нечто совершенно новое, что мы должны для себя открыть; мы знаем, что можем узнать нечто новое от любого человека и источника информации, на первый взгляд и не связанного с областью нашей деятельности», - добавляет он.
Елена Очоа (Elena Ochoa), эксперт в области современного искусства, считает, в частности, что литература должна оказывать непосредственное влияние на умственное развитие любого учащегося, независимо от его интересов: «Если говорить более конкретно, то поэзия играет здесь основополагающую роль, поскольку формирует холистический и творческий взгляд на действительность и Вселенную». И в это вопросе ее мнение совпадает с точкой зрения покойного Стива Джобса. Во время своего знаменитого выступления в Стэнфордском университете он рассказал о том, как на первый взгляд не связанные друг с другом дисциплины могут стать смежными и принести пользу. Джобс, в частности, подчеркнул, что благодаря изучению каллиграфии в университете, он разработал свой первый Макинтош с различными видами шрифтов. А если бы он не посещал занятия по каллиграфии, то, вполне возможно, на Макинтоше так никогда и не появились бы разные виды шрифтов с изменяющимся размером. Возможно также, что они не появились бы ни на каких компьютерах.
Соло не опасаясь неизвестного, идя на риск, можно выработать в себе столь нужную способность к инновации, считает скульптор и гравер Кристина Иглесиас (Cristina Iglesias), обладательница Национальной премии в области изобразительных искусств, пользующаяся большой известностью в мире.
Жоан Эстеве призывает «отвергать традиционные тезисы» с тем, чтобы молодежь могла развивать свои творческие начала и идти вперед. Отвергать привычное - вовсе не означает быть дурно воспитанным или просто хамом. Речь идет о том, чтобы отвергать ради создания чего-то нового и лучшего, а не о том, чтобы лишь разрушать, не предлагая ничего взамен, подчеркивает он. Мариус Рубиральта подчеркивает, что обязательность и воспитанность должны отличительными чертами любого выдающегося профессионала. А Долорес Редондо со своей стороны добавляет, что молодежь должна обладать определенными знаниями в области протокола.
Все эти способности и процессы развиваются во всеохватывающем мире современных информационных технологий. Считается, что в этом мире молодежь имеет самые большие шансы на успех, но технические навыки вовсе не означают, что они смогут в максимальной мере использовать данный ресурс.
В докладе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, действующей под эгидой ОЭСР, в частности, оцениваются способности 15-летних учащихся в области получения, обработки, оценки информации и получения на ее основе новых знаний. В случае Испании результат оказался неутешительным: она оказалась на 14 месте среди 19 стран, которым давалась оценка. Низкий уровень навыков обработки электронной информации отмечен у 23% учащихся, в то время как средний показатель в 19 странах составляет 17%.
Консультант Генис Рока, один из наиболее авторитетных специалистов в области компьютерной грамотности в Испании, подразделяет компьютерные знания на три сферы: умение обрабатывать информацию, которая есть в интернете; умение работать в сети и умение использовать интернет-пространство для общения. Первая заключается в умении использовать «огромное количество информации, имеющейся в сети». «Уметь правильно работать с информацией значит обладать способностью получать интересные сведения, а также сохранять их и использовать», - продолжает он. Кроме того, необходим критический подход для того, чтобы отличить достоверную информацию от ложной. Вторая сфера – это, прежде всего, умение работать и быть лидером в интернете, используя с этой целью социальные сети и другие ресурсы, помогающие работе в команде. И, наконец, умение использовать каналы связи в сети и программы для создания презентаций. Сесар Молинас также указывает на необходимость развивать навыки обработки и анализа информации.
Иностранные языки, интернет-ресурсы, способность к общению, увлеченность, активная жизненная позиция, умение работать в команде, творческое начало, настойчивость. За исключением первых двух, ни современные школы, ни вузы не способствуют развитию этих навыков.