Российские власти стараются подготовить Крым к летнему курортному сезону — туризм является одной из важнейших статей дохода полуострова.
В четверг Владимир Путин пообещал, что цена на железнодорожные билеты будет составлять максимум три тысячи рублей в плацкартном вагоне.
В пятницу исполняющий обязанности главы Крыма Сергей Аксенов заявил, что у жителей полуострова не будет проблем с водой, что уже мобилизована техника для ее поставок из Краснодарского края.
Корреспондент Русской службы Би-би-си Виктор Нехезин встретился с исполняющим обязанности главы Крыма и расспросил его о ситуации на полуострове.
Би-би-си: Хочу начать с вопроса выдачи российских паспортов. Сколько крымчан уже стали россиянами?
Сергей Аксенов: Могу сказать, что ежедневно выдается 20 тысяч. Так происходит уже неделю. Сколько их выдавалось до этого — точную цифру сказать не могу.
— Учитывая, что в Крыму проживает 2 млн человек, когда закончится процесс?
— Считаю, до 1 июля мы полностью закончим.
— Какое количество туристов вы ожидаете из России, чтобы экономика Крыма выжила в этот переходный период?
— Если исходить из предыдущей статистики, то там цифры завышались, и реально 6 млн туристов мы никогда не видели здесь. Нужно исходить не из количества, а из качества, то есть это возможность получить услуги, получить тот сервис, за который они в состоянии заплатить сегодня средства и оставить у нас в бюджете максимальное количество средств.
Думаю, реальных туристов будет 3-4 млн в этом году. Наша задача — предоставить возможность работать бизнесу и создать условия, чтобы они могли платить налоги в крымский бюджет. Если мы правильно это организуем, выведем из тени различные потоки, мы получим гораздо больше средств в крымский бюджет, чем было в прошлом году.
— Как обстоят дела с поставкой товаров из Украины? Будет ли замена на российские товары?
— Крупные российские оптовые сети заходят на территорию Крыма. Мы готовы предоставить возможность работать всем, в том числе и украинским сетевикам. Никто никаких запретов на действия предпринимателей Украины не налагает. Пожалуйста — работайте. Только работайте по законам Российской Федерации.
Мы не препятствуем и не тормозим товары на границе республики и даем возможность для исполнения заключенных ранее договоров с хозяйствующими субъектами на территории Украины, выполнять их в полном объеме и без всяких ограничений.
Так что все что происходит — это действия украинских властей, которые искусственно создают дефицит на определенных направлениях и мешают торговым сетям здесь работать в законодательстве РФ. Это только их политическое решение.
— Будет ли проблемой для Крыма, если Украина перестанет поставлять товары?
— Проблемы не будет. С учетом того, что мы сейчас увеличиваем возможности паромной переправы через Керченский пролив, мы не видим никаких проблем сегодня, и, я считаю, с продуктами питания в Крыму напряженно не будет.
— Я слышал, что члены самообороны Крыма с автоматами останавливают автомобили, то есть действуют на уровне милиции или полиции. Каков их статус? Кто они?
— Это вранье. Самооборона занимается сохранением государственного имущества на различных объектах, принадлежавших ранее Украине. В основном мы используем их для патрулирования. Проверяются только подозрительные лица, но транспорт не останавливается.
В центр не допускают, но бумаги ни у кого не проверяют — ни права, ни документы на автомобиль. Не пропускают в пешеходную зону различных «мажоров», то есть детей высокопоставленных чиновников, бизнесменов. При предыдущей власти они нарушали всевозможные украинские законы, ездили где хотели, и т.д. Мы помогаем милиции с патрулированием и сохраняем общественный порядок.
— Нет ли у самообороны большего статуса и престижа, чем у милиции?
— Милиция тоже имела низкий уровень доверия при украинской власти. К сожалению, милицию превратили в аппарат по сбору средств, и функции свои она последние 3-4 года не выполняла. Поэтому самооборона, проявившая себя с лучшей стороны, пользуется уважением. При этом сегодня вооруженных сотрудников самообороны уже нет, все оружие они сдали, никто с оружием не ходит.
— То есть человек с оружием будет военным?
— Да.
— Они тоже патрулируют Крым?
— Нет, этим занимаются силы милиции, хотя сейчас они уже называются полицией, согласно законодательству России.
— Вы говорили, что к 1 мая будут легализованы силы самообороны. Что это означает?
— Они будут получать зарплату, будут нести службу, будут обеспечивать защиту жизненно важных объектов, будут патрулировать улицы совместно с милицией, примеры такие есть в РФ.
В Краснодарском крае есть военизированное казачество. Кубанцы и нам оказывали содействие. Они находятся на бюджетном обеспечении и выполняют задачи, которые им ставит руководство Краснодарского края.
— Во время прямой линии Владимир Путин подтвердил, что за силами самообороны во время февральских-мартовских событий в Крыму стояли российские военные. Вы можете рассказать как это происходило?
— Это была подстраховка с целью сохранности жизней граждан, чтобы не допустить применение оружия со стороны военнослужащих украинской армии. В основном везде на передовом крае находились силы самообороны, а военнослужащие обеспечивали безопасность в день проведения референдума, и то — в охране жизненно важных объектов.
— То есть до референдума российские военные не участвовали?
— Совершенно верно.