Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Cоглашение по Украине, вероятно, обречено

© REUTERS / Gleb GaranichЛюди около баррикад, построенных сторонниками федерализации Украины в Славянске
Люди около баррикад, построенных сторонниками федерализации Украины в Славянске
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Достигнутое соглашение по украинскому кризису выглядит непрочным, поскольку между Вашингтоном и Москвой немедленно разгорелись споры относительно его значения. Администрация Обамы уже начала высказывать сомнения по поводу его состоятельности. Пророссийские активисты в Донецке не собираются реагировать на него. А Путин выступает со зловещими заявлениями.

Достигнутое в четверг соглашение по украинскому кризису уже выглядит непрочным, поскольку между Вашингтоном и Москвой немедленно разгорелись споры относительно его значения.

Не успели представители четырех сторон подписать в четверг, 17 апреля, дипломатическое соглашение по деэскалации кризиса в восточной части Украины, как администрация Обамы уже начала высказывать сомнения по поводу его состоятельности. Госсекретарь Джон Керри (John Kerry), который принимал участие в разработке соглашения в Женеве вместе с представителями России, Украины и Евросоюза, заявил, что это соглашение является всего лишь «словами на бумаге». В беседе с журналистами президент Обама отметил, что он не уверен, что «мы можем рассчитывать» на исполнение условий соглашения.

Спустя всего один день после заключения это соглашение уже выглядит довольно непрочным. Пророссийские активисты отказались покидать правительственные здания в таких городах восточной части Украины, как Донецк. Украинские вооруженные силы сделали паузу в своих «антитеррористических» операциях на востоке, но не ушли оттуда. А между Вашингтоном и Москвой немедленно разгорелись споры по поводу значения этого соглашения.

«Мы относимся ко всему этому скептически», — сказал в беседе с репортерами TIME один высокопоставленный представитель администрации.

Женевское соглашение выглядит таким же хрупким, как пасхальное яйцо. И на это есть три причины.

 

1. Москва и Вашингтон не смогли прийти к согласию в вопросе нового соглашения по Украине

В то время как американские политики и журналисты сосредоточили свое внимание в первую очередь на идее о том, что, по условиям женевского соглашения, пророссийские активисты должны покинуть правительственные здания в восточных городах Украины, министр иностранных дел Сергей Лавров в четверг ясно дал понять, что он ожидает большего: он считает, что проевропейские демонстранты с центральной площади Киева, которые зимой этого года инициировали революцию, тоже должны покинуть здание городского совета и другие муниципальные здания, которые они захватили. «Невозможно решить проблему незаконно захваченных зданий в одном регионе Украины, когда незаконно захваченные здания не освобождаются в другом», — сказал Лавров.

Между тем США относятся к этой ситуации несколько иначе. «Не существует никакой параллели между вооруженными и незаконными захватами правительственных зданий, улиц и общественных мест на востоке Украины, на которые распространяется подписанное вчера соглашение, и законными и мирными протестами», — заявила в пятницу представитель Госдепартамента Джен Псаки.

Подобные разногласия вряд ли будут способствовать выполнению условий заключенного соглашения.

 

2. Люди, от которых зависит жизнеспособность соглашения, игнорируют его

Ключевой пункт женевского соглашения гласит:

«Все незаконные вооруженные формирования во всех регионах страны должны разоружиться, здания должны быть возвращены законным владельцам, все оккупированные улицы, площади и общественные места в городах Украины должны быть освобождены».

Однако пророссийские активисты и агитаторы, занявшие правительственные здания в Донецке и других городах востока Украины, очевидно, не собираются прислушиваться к этим словам. «Лавров ничего не подписывал от нашего имени», — подчеркнул в беседе с журналистами глава самопровозглашенной Донецкой республики Денис Пушилин. И не должен был. Москва отрицает всякие отношения с лидерами протестного движения, подобными Пушилину, несмотря на то, что никто ей не верит. Вопрос заключается в том, являются ли Пушилин и его сторонники по-настоящему независимыми или они подчиняются приказам Москвы, которая распорядилась проигнорировать условия соглашения.

Что касается проевропейских демонстрантов, которые уже несколько месяцев стоят палаточным городком в центре Киева, то они не собираются покидать то место, где погибли десятки их единомышленников. Пока остается неясным, рассматривала ли Москва такой вариант последствий женевского договора или она просто проводит параллели, чтобы обосновать действия своих сторонников на востоке. Однако практически никакие действия Москвы не могут заставить киевский Майдан разойтись.

 

3. Путин выступает со зловещими заявлениями

Публичные заявления, сделанные российским президентом во время московской пресс-конференции, возможно, имеют огромное значение, несмотря на то, что женевские переговоры в некотором смысле отодвинули их на второй план. Пока Путин отвечал на различные безобидные вопросы, он демонстративно называл восточную часть Украины Новороссией, подчеркивая, что в прошлом эти области не принадлежали Украине вовсе:

«Напомню, пользуясь терминологией еще царских времен, это Новороссия: Харьков, Луганск, Донецк, Херсон, Николаев, Одесса не входили в состав Украины в царские времена, это все территории, которые были переданы в Украину в 20-е годы советским правительством. Зачем они это сделали, бог их знает».

Путин очень любит говорить об исторических корнях современных событий. Выражение «бог их знает» говорит о его уверенности в том, что на этот вопрос нет однозначного ответа и что передача этих областей Украине была незаконной.

Между тем, существует и несколько положительных моментов. Путин заявил, что этнические русские на Украине «должны быть полноправными гражданами своей страны», имея в виду, что их будущее лежит за пределами российских границ. Он даже провел четкую грань между востоком Украины и Крымом, который он совсем недавно аннексировал: «Этнический состав Крыма отличается от юго-востока Украины». В то время как в Крыму проживает в основном этнически русское население, на востоке Украины, как был вынужден признать Путин, русских только около 50%.

Путин также напомнил аудитории о том, что Государственная Дума дала ему разрешение на применение силы на Украине. «Надеюсь, что мне не придется воспользоваться этим правом», — добавил он. Между тем вблизи российско-украинской границы до сих пор находятся около 40 тысяч российских военнослужащих. В условиях женевского соглашения не говорится ни слова об их выводе.