Мощное здание на улице Унтер-ден-Линден в Берлине смотрится как осадная крепость, за которой таится большое количество тайн. В 1953 году в построенном из камня и гранита здании состоялась конференция четырех стран-победительниц во Второй мировой войне. В 1971 году здесь велись переговоры о подписании Четырехстороннего соглашения по Западному Берлину. Внутри здания двери украшены золотом. По площади все залы для приема гостей занимают 1,5 тысячи квадратных метров. Сегодня здесь находится Посольство Российской Федерации, дипломатическое представительство империи Владимира Путина.
Для спецслужб же, в первую очередь, это здание времен Сталина является «легальной резидентурой», которое помогает агентам добывать информацию о политике и экономике ФРГ. И сегодня - как никогда активно. «Ни для каких спецслужб, как для российских, разведывательная деятельность в Германии является настолько важной», - заявляет глава федеральной службы охраны конституции Германии Ханс-Георг Маасен (Hans-Georg Maaßen) в интервью Welt. И не важно, идет ли речь об отчетах о состоянии дел или местонахождении войск НАТО и Бундесвера, об информации из политики или последних новинках немецких предприятий – абсолютно все интересует российскую сторону.
Ничего необычного здесь нет. Большинство западных государств (среди них и Германия) используют дипломатический статус своих агентов для того, чтобы заводить полезные «контакты» в других странах. Но здесь российские спецслужбы дадут фору абсолютно всем. Согласно данным специальных служб, за год в одном Берлине происходит около 100 попыток завербовать новых агентов. В Европе, например, агенты из России концентрируются в городах стран – участниц НАТО: в Брюсселе, Неаполе, Измире, Мадриде, Таллинне. Именно в этих центрах очень тщательно добывается информация.
Все начинается с банального приглашения
В большинстве случаев охота за информацией начинается с самого безобидного приглашения. Прием в Посольстве РФ, улица Унтер-ден-Линден, 63, Берлин. Тема приема «Российско-немецкий диалог культур». Приглашены политики, экономисты, члены Бундестага. Одни приходят сами, другие отправляют своих работников или представителей. Один участник вечера сообщает, что он там «пережил». Свое имя он не называет – желает остаться анонимным.
Во время фуршета проходят интересные разговоры. Иногда лишь пожатие рук и small talk. Практически всегда происходит обмен визитными карточками. Среди гостей есть и информант, научный работник Министерства финансов Германии, референт министра, эксперт в сфере энергетики, который, в основном, занят разработкой планов по новой энергетической политике.
Наш герой впервые приглашен на дипломатический прием. Он очень удивлен гостеприимством и атмосферой происходящего. Очень быстро он включается в диалог с мужчиной, который представляется ему в качестве сотрудника Посольства. Представитель РФ разговаривает с ним на немецком языке (без акцента), рассказывает ему, что занимается энергетическим комплексом.
Немецкая экономика производит на него сильное впечатление. Особенно, «желаемая» энергетика. Из простого small talk разговор перерастает в научную дискуссию экспертов, которая нравится обоим. Российский представитель говорит, что хотел бы продолжить беседу. Может, за ужином. Сотрудник немецкого министерства соглашается. Обмен телефонными номерами.
Федеральная служба защиты конституции: «Полуоткрытое получение информации» - новый вид шпионажа
Несколько дней спустя российский эксперт в сфере энергетики связывается с нашим героем и назначает встречу. Во французском ресторане в Шарлоттенбурге. В течение нескольких месяцев контакт становится интенсивнее. Они часто встречаются. Правда, в разных ресторанах. Время и место, однако, всегда те же. Они переходят на «ты». Уже не ведутся разговоры о работе, речь заходит о частной жизни.
Как выглядит начало торговых отношений, так и выглядит начало роковой дружбы. Так как российский представитель оказывается шпионом. И такие сцены разыгрываются в Берлине каждую неделю. Департамент номер 4 Федеральной службы защиты конституции Германии отвечает за защиту от шпионажа. Сегодня Департамент наблюдает за деятельностью российских спецслужб (Служба Внешней Разведки) в окружении Бундестага.
Российские агенты, замаскированные под работников Посольства, специально заводят знакомства с научными сотрудниками, которые знакомы с немецкими политиками, фондами и министерствами. Таким образом, ничего не подозревающие люди становятся источниками информации. Очень важной информации. «Полуоткрытое получение информации» - так Федеральная служба защиты конституции окрестила данный вид шпионажа.
Эксперты в области безопасности опасаются, что после того, как в Парламенте появились новые сотрудники, российские агенты усилят свою деятельность. Направлены они из Посольства РФ. Согласно данным Федеральной службы защиты конституции, одна треть персонала Посольства является связанной со спецслужбами.
Шпионы из Москвы используют свои настоящие имена
Прежде всего, российская сторона делает ставки на агентов, которые, как правило, используют свои настоящие имена и которые у себя на Родине проходят обучение по определенному направлению. Например, они выдают себя за экспертов в области энергетики. «Они обладают хорошими знаниями в своей «специальной» области. Они должны знать всё для того, чтобы вести переговоры».
«Российские агенты проводят тщательный анализ, кто для них мог бы быть интересен», - подчеркивает Буркхард Эвен (Burkhard Even), глава отдела по безопасности от шпионажа при Федеральной службе защиты конституции. Так начинается «дружба». В службе пришли к выводу, что российские агенты встречаются со своими «друзьями» в ресторанах, барах и кафе. Но не рядом с Посольством РФ. По всему Берлину. Реки денег: российская сторона очень щедра – оплачивает еду, напитки, иногда делает немецким «друзьям» подарки.
Последующие встречи уже заведомо есть в планах у российских агентов. Спецслужбы называют их «железными встречами». В случае, если встреча не происходит в назначенный срок, то ее переносят. Но на два дня вперёд. В то же время. Согласие или отказ не сообщается по телефону, смс или электронной почте из-за страха попасть под слежку. Немецкая сторона должна избегать каких-либо звонков на рабочее место (Посольство РФ) своего российского «друга».
«Источники» могут «нарушать закон»
Несмотря на все меры предосторожности, Федеральная служба защиты конституции регулярно получает информацию о попытках российских агентов завербовать немецких граждан. Немецкие политики, сотрудники министерств или научные сотрудники, которые состояли в контакте с российскими шпионами, попадают под защиту от шпионажа.
Федеральная служба защиты конституции снова и снова устанавливает, что «пострадавшая» сторона крайне удивляется, когда узнаёт, с кем она «дружила». Самое позднее, когда та сторона потребует открыть мобильный телефон. Именно тогда можно начинать что-то подозревать. Нередко российская сторона признавалась в том, что является представителем спецслужб.
До сих пор присутствует фактор наивности: из простой и безобидной «дружбы» быстро рождается конспиративная совместная работа. Об этом многие и не подозревают. Для того, чтобы втереться в доверие к немецкой стороне, российские агенты ведут себя очень панибратски. Во время встречи контактное лицо должно чувствовать себя прекрасно - иногда люди, сами того не замечая, выдавали важную информацию.
Рискованная игра. Потому что российские псевдо-дипломаты за попытки завербовать не несут какой-либо административной ответственности. В Германии их работа попадает под параграф номер 9 Основного Закона – «разведывательная деятельность». Однако дипломатический иммунитет защищает агентов от любого уголовного преследования. Правда, это не распространяется на их немецких «друзей», которым в таком случае грозит до десяти лет лишения свободы за государственную измену.
Агенты с фальшивыми именами
Но не только агенты из Посольства создают заботы немецкой службе защиты от шпионажа, но и так называемые «нелегальные программы». Российская Служба Внешней Разведки, как и прежде, пытается направлять в Германию агентов с фальшивыми документами, которые годами нелегально занимаются разведывательной деятельностью. Таких шпионов шеф немецких спецслужб держит под контролем.
Известный пример: семейная пара Аншлаг (Anschlag). Пара (псевдонимы - «Пит» и «Тина») попала в Германию во время последней фазы Холодной войны. Российская пара выдавала себя за австрийцев, родившихся в Южной Америке.
По указанию СВР семейная пара заплатила голландскому дипломату 72 тысячи евро за документы, касавшиеся деятельности НАТО и ЕС. Когда пара оказалась на территории Германии, Советский Союз ещё существовал, а в Восточном Берлине был Эрих Хонеккер (Erik Honecker). Идеологические представления и методы работы российских спецслужб уходят корнями в советскую школу.
Самая большая опасность исходит от российских агентов
В 2011 году пару «рассекретили». В июле 2013 года Верховный Суд города Штутгарта приговорил Аншлагов к пожизненному заключению. Относительно приговора главный судья заявила: «Деятельность подсудимых была связана с тайной работой и конспиративными методами, которые нанесли ущерб суверенитету ФРГ».
Немецкие спецслужбы считают последствия американского шпионажа на территории Германии «преувеличенными». «Несмотря на разоблачение Агентства Национальной Безопасности США, самая большая опасность исходит от российских агентов».