До официального объявления старта предвыборной кампании остается еще немало времени, но для части политбомонда итоги предстоящего голосования - вопрос жизни и смерти. В первую очередь, жизни и смерти политической. В новейшей истории Молдавии смена власти означает также масштабные перестановки в чиновничье-административном клане и очередное перераспределение финансовых потоков.
В правящей коалиции, кроме того, совсем не безосновательно опасаются возвращения к власти ПКРМ, лидер которой отличается отнюдь не безвредным нравом, а если называть вещи своими именами - попросту злопамятен. Как бы коммунисты, оказавшись вновь у руля страны, не приступили к исполнению требований Брюсселя о проведении хоть пары-тройки громких антикоррупционных процессов...
Судя по нарастанию числа встреч брюссельских визитеров с оппозицией, европейцы не торопятся сбрасывать ПКРМ со счетов: с одним и договариваться проще, и рыгачи воздействия в виде заграничных счетов и недвижимости им известны. Так что, чем черт не шутит.
Ряд западных экспертов вообще считает, что только победа ПКРМ на предстоящих выборах позволит как-то решить приднестровский вопрос. Сначала-де придется объявить об изменении внешнеполитического курса страны, реинтегрировать Левобережье, а потом... потом можно опять развернуться на 180 градусов «под давлением оппозиции», тем более что этот довод коммунисты уже не раз использовали в прошлом.
Европейцы прекрасно осознают, что нынешняя правящая коалиция пришла к власти, обещая избирателям повышение уровня жизни, непримиримую борьбу с коррупцией, большее сближение с Европой и безвизовый режим. С уровнем жизни и коррупцией вышел полный швах. Высокий уровень скандальности альянса едва не привел к развалу «союза трех» и досрочным выборам. Сейчас у руля страны уже третья модификация коалиции, слепленная преимущественно под давлением европейских партнеров, да еще из страха перед досрочными парламентскими выборами, на которых слишком высоки были шансы утратить власть. С чем пойдут к избирателям наши правители через пару месяцев - неясно. Кое-какие бонусы - в виде соглашения об ассоциации и безвизового режима с ЕС - подбросил Брюссель, но куда спрятать абсолютное бездействие в части экономического развития, борьбы с бедностью и коррупцией?
Более того, после подписания парафированного в Вильнюсе соглашения об ассоциации и вступления в силу отмены визового режима с ЕС у составляющих КПП не останется причин для тесного сотрудничества. Примечательно, что на недавнем Совете альянса (коалиции) речь шла и о подписании пока еще абстрактного, то есть не существующего в бумажном виде, документа, в соответствии с которым партии власти - ЛДПМ, ДПМ и РЛП - обязались бы не слишком поливать грязью друг друга в ходе предстоящей избирательной кампании. Одно то, что такой вопрос был поставлен на обсуждение, служит дополнительным аргументом в пользу предположения политаналитиков об отсутствии согласия в КПП. Что выходит, когда «в друзьях согласья нет» - поведали миру Эзоп, Лафонтен, Крылов, Донич...
Нашим европейским партнерам и в страшном сне не приснится, в какой хаос может превратиться законодательная жизнь Молдовы, если в парламенте окажутся сами по себе - без всяких альянсов и коалиций, удерживаемых вместе, как бочарные доски обручами, евросоюзными скрепами – четыре партии, каждая из которых считает первоочередной задачей защиту своих узкопартийных интересов. Да такой парламент не в состоянии будет решить ни одного мало-мальски серьезного вопроса. Более того, существенный перевес голосов позволит оппозиционной ПКРМ успешно манипулировать остальными фракциями, привлекая ту или иную для решения своих вопросов. Учитывая рост популярности коммунистов, некоторые их непримиримые противники могут заранее оговорить перспективы дальнейшего сотрудничества. Такое уже бывало в период политического кризиса - и от всех, принятых тогда решений, больше других выиграла ПКРМ. Впрочем, памятуя об этом, европейцы, скорее всего, не допустят подобного шараханья, а вновь загонят своих темных лошадок (вернее было бы назвать их паршивыми овцами, мало слушающими наставления своих пастырей) в кораль коалиции, чтобы не рыпались!
Но, отложив политику, обратимся к экономике. Как ни крути, а на текущий момент, даже несмотря на винное эмбарго и прочие ограничения Роспотребнадзора, единственной действительно доходной статьей молдавского бюджета остается экспорт сельхозпродукции на рынки стран СНГ - преимущественно России и Белоруссии. Еще не успеют просохнуть чернила под соглашением об ассоциации, как нашим фермерам придется привыкать к новым ограничениям, а еще - к сокращению доходов от внешней торговли своей продукцией ввиду необходимости оплачивать ввозные пошлины. Увеличение квот на поставки в ЕС - чистая фикция, поскольку наша продукция в очень малой степени готова выбраться из рамок СНГ. Тут играют свою роль предпочитаемые для нашей климатической зоны сорта овощей-фруктов, методы сбора, упаковки и закладки на длительное хранение, и еще множество других факторов, делающих нашу плодоовощную продукцию в ЕС не только неконкурентоспособной, но и нежеланной.
Еще один минус - это продолжающееся третий год подряд снижение валютных поступлений из-за границы - не тех, что от МВФ и прочих финансовых благодетелей, а от своих - от трудовых мигрантов. По сравнению с 2010 годом объемы переводов уже снизились на 7%, и понижение остается в тренде. Два практически параллельных действия Москвы: введение асимметричного режима пребывания и принятие Госдумой РФ закона об упрощении процедуры получения российского гражданства в случае отказа от гражданства другой страны, - тоже принесут свои плоды. Те, кто располагает в РФ стабильным заработком, вряд ли согласятся отказаться от него, поставив свои семьи на грань выживания, а следовательно, надо ждать небольшого исхода населения. Скольких потеряет Молдавия - полмиллиона, миллион, в принципе, неважно. Но отток населения обрушит еще одну отрасль экономики - жилищное строительство и рынок жилья.
Я мало верю, что ПКРМ действительно желает вернуться к власти в такой сложной ситуации и в конечном счете принять на себя ответственность за разруливание этого «кризисного склада». Нет, лучше посидеть в оппозиции, осыпая власть гневными комментами. Удобно, повышает рейтинг, а главное - совершенно безопасно...