Где остановится Россия, аннексировавшая Крым и разместившая свои войска вдоль украинской границы?
Это хаос под контролем Москвы или начало осторожного строительства нового железного занавеса?
*
Мое детство прошло в Германии. В рамках школьных экскурсий мы посещали место возведения «железного занавеса» между Западной и Восточной Германией.
Он назывался «железным», но был выполнен из бетона. «Занавес» возвышался, как крепость, за ним следовала промежуточная зона, позади которой виднелась колючая проволока и наблюдательные вышки. На этой территории несли дежурство военнослужащие Восточной Германии (ГДР). Совершенно жутким представлялся следующий сюжет. Оружие, срабатывавшее автоматически в промежуточной зоне... Оно было направлено не на Запад, считавшийся врагом, а на Восток, то есть вовнутрь.
Восточногерманские стволы были пристреляны так, чтобы поражать собственных граждан в случае их попытки бежать на другую сторону границы.
*
Берлинская стена — один из наиболее отчетливых символов холодной войны, при которой, в рамках борьбы двух систем, железный занавес и был введен в действие. Когда гонка вооружений ударила по экономике Москвы и начался процесс распада, вместе с СССР пал и железный занавес.
Однако путинская Россия сегодня пытается возродиться из собственного пепла. Не так давно мы были свидетелями той роли, которую играла Москва в «proxy war» (что переводится на турецкий язык как «опосредованная война») в Сирии. Обладая единственной военной базой в Средиземном море в сирийском Тартусе, Россия не пропускала ни одной направленной против правительства Асада резолюции СБ ООН.
*
Сегодня часто говорится о том, что бывший агент КГБ Путин стремится воссоздать СССР. После революции на Майдане в феврале этого года, подтолкнувшей Украину к западной оси, эта идея стала обсуждаться еще больше.
В качестве первой ответной меры Крым, большинство населения которого составляют русские, почти без единого выстрела был присоединен к России.
Когда в одной телевизионной программе Путин впервые подтвердил, что российские военнослужащие также участвовали в этом процессе, он объяснил это так: «Нас собирались выдавить из Черноморского бассейна».
*
Сегодня похожая напряженность наблюдается на востоке Украины. Путин отметил: «Надеюсь, наши танки не войдут на Украину».
НАТО говорит о том, что Россия держит на украинской границе 40 тысяч военнослужащих. Мотив Москвы при вмешательстве в Крым заключался в защите русского населения. Но у России есть другие соседи по бывшему Восточному блоку, где проживают русские. Как далеко зайдет эта угроза экспансионизма?
Альянс НАТО, пусть и символически, намерен увеличить свое военное присутствие в Польше, Румынии, Литве — на территории новых членов союза, которые ранее были странами Восточного блока. Как не желающая бросаться в крайности администрация США успокоит крыло ястребов, требующих жесткой реакции в ответ на угрожающие шаги России?
*
Как известно, в прошлый четверг в Женеве США, ЕС, Россия и Украина впервые сели за стол переговоров, чтобы обсудить кризис, не прекращающийся уже в течение пяти месяцев. Было принято решение о необходимости снижения напряженности на Украине.
Согласно достигнутым в Женеве договоренностям, пророссийские активисты на востоке страны должны покинуть захваченные ими государственные здания, а Киев — объявить всеобщую амнистию. В выходные дни пока не произошло ни одного события, которое касалось бы претворения в жизнь условий заключенного соглашения, при этом напряженность даже возросла.
Президент России Путин подчеркивает, что сейчас в нормализации отношений с Западом мяч находится на противоположной половине поля. Вместе с тем, он принуждает Украину погасить долги за поставку природного газа в размере миллиардов долларов.
*
Однако, несмотря на то, что СССР остался в прошлом, Россия продолжает быть ядерной силой. И, хотя она не обладает блестящей экономикой, это крупнейший поставщик природного газа в Европу.
Таким образом, ни России, ни Западу не выгодно сжигать мосты.
По всей видимости, ситуации, подобной старомодной холодной войне, не будет, как и возведения новых железных занавесов. Однако, очевидно, мы вступили в период некоторого похолодания. И, похоже, он сохранится в течение определенного времени.