Глава МИД Азербайджана Эльман Мамедъяров готов предоставить Карабаху самую высокую степень автономии. Об этом он заявил на днях журналистам, добавив, что надеется в скором времени на сдвиги в карабахском урегулировании.
Фактически, это последнее предложение Азербайджана – «самая высокая степень автономии». Но какова «красная линия» Баку? В Азербайджане в свое время активно обсуждалась возможность федерализации и «вхождение» Карабаха в состав Азербайджана на правах федерального образования. Однако, даже это предложение в Азербайджане сочли неприемлемым практически все политические силы. Отмечалось, что такой статус Карабаха позволит ему влиять на федеральные решения, накладывать вето, в общем, стать «равноправной» частью Азербайджана.
А какова «красная линия» армянской стороны? Насколько она близка к «красной линии» Азербайджана и возможно ли максимальное приближение этих линий? При нынешнем раскладе – вряд ли, поскольку и Армения, и Карабах говорят о том, что независимость Карабаха необратима, а пресс-секретарь президента Нагорно-Карабахской Республики Давид Бабаян на днях заявил, что возврата к границам 1988 года не будет.
Возврат к границам какого года допускает армянская сторона? С 1992 года «границы 1988 года» менялись в пользу Карабаха и к маю 1994 года достигли максимума. Потом, согласно непубличным договоренностям, армянская сторона несколько раз отступала от прежних границ. Но уже более десятка лет границы не менялись.
Фактически, если будут договариваться Армения и Азербайджан, они бесконечно долго не смогут совместить свои позиции. Тогда, с чем связано заявление Мамедъярова о скором изменении ситуации? Такие «оптимистические» заявления звучали не раз, но на этот раз, скорее всего, это обусловлено вероятной сменой региональной конъюнктуры после вступления Армении в Таможенный союз и евразийское пространство.
Одно из российских агентств на днях предположило, что Россия может решить карабахский вопрос в более широком формате – пригласив в Евразийский союз как Армению, так и Азербайджан. В этом случае Карабах станет, так или иначе, субъектом Евразийского союза, и тогда все вопросы будет решать Москва. А она не обидит Азербайджан.
Насколько вероятен такой вариант, покажет история. Ради получения земель турки, в том числе азербайджанские, не раз соглашались стать частью российского идеологического пространства. Они были за это щедро вознаграждены – после того, как Кемаль Ататюрк согласился распространить «красные» идеи на Турцию, советское правительство в знак благодарности не только согласилось отдать Турции Западную Армению, но и создало республику Азербайджан, опять же за счет армянских Карабаха и Нахиджевана и земель ираноязычных народностей.
Так что, чтобы «вернуть» Карабах, Азербайджан вполне может стать евразийским. Тем более, что он такой и есть.