Внимание Кремля приковано сейчас к Украине, а «Имарат Кавказ» (Кавказский эмират) — террористическая группировка, с оружием в руках сражающаяся за установление на Северном Кавказе независимого исламского государства, грозит подрывать внутреннюю безопасность на территории России новыми методами.
Гибель давнего лидера группировки, Доку Умарова, спровоцировала прошлой осенью внутреннюю борьбу за власть, приведшую к серьезным сдвигам в организационной структуре и стратегии группировки. Изначально не слишком хорошо принятый определенными влиятельными ячейками организации, преемник Умарова сегодня укрепляет власть в своих руках и, похоже, решил отказаться от устаревшей идеологии и расширить спектр оперативных возможностей движения. Немаловажно и то, что влияние чеченцев на организацию, судя по всему, сократилось.
Главный вопрос на данный момент заключается в том, насколько оперативно российские органы безопасности смогут адаптироваться к переменам, произошедшим с «Имаратом Кавказ». Отвлекшись на события в Украине, Кремль легко может утратить позиции в деле сдерживания трансформирующегося повстанческого движения на Северном Кавказе.
18 марта главный информационный портал «Имарата Кавказ», «Кавказ-центр», официально объявил старейшего лидера движения, Доку Умарова, «мучеником». Широко признанный одним из главных деятелей первой и второй чеченских войн, он обрел известность в 2007 году, взяв на себя командование боевиками и объявив себя первым эмиром новоиспеченного Кавказского эмирата. Изначально движимая национально-сепаратистскими устремлениями, группировка переориентировалась на мировой джихад и стала одним из ответвлений «Аль-Каиды».
Имя Доку Умарова тесно связано с целой серией терактов, совершенных на территории Росси на протяжении последних нескольких лет, в том числе с терактом в московском аэропорту 2011 года, самоподрывом террористов-смертников в столичном метро и взрывом в 2009 году поезда, следовавшего по маршруту Москва-Петербург, в каждом из которых погибли десятки человек и еще сотни пострадали. В последнем своем пропагандистском видеовыступлении он призвал исламских боевиков взять под прицел зимнюю Олимпиаду в Сочи 2014 года.
Хотя Доку Умаров и оказался полезным в пропагандировании задач «Имарата Кавказ» и мотивации его участников, его роль в процессе оперативного планирования в последние годы претерпела изменения в сторону сокращения. Таким образом, на взгляд отдельных экспертов, его уход со сцены не приведет к особым сбоям в деятельности террористической организации. «Урон, нанесенный ["Эмирату Кавказ"] смертью руководителя, довольно ощутим, но не будет носить долгосрочный характер», — писал научный сотрудник бельферовского центра по науке и международным отношениям Гарвардского университета Симон Сараджян в аналитическом материале, опубликованном в марте в издании Moscow Times.
Обстоятельства, окружающие смерь Умарова, по-прежнему окутаны тайной; на эту тему имеется множество домыслов и догадок, от болезни и удара беспилотников аж до переворота. Продолжительный период, потребовавшийся на подтверждение его гибели, дает основание полагать, что его уход из жизни спровоцировал внутреннюю борьбу за власть, скорее всего между дагестанскими и кабардино-балкарскими джамаатами, оспаривавшими руководящие позиции у давно пребывающего во главе движения чеченского руководства. После многомесячных напряженных размышлений совет из шести эмиров вилайятов избрал руководителем аварского теолога Алиасхаба Кебекова (он же Али Абу-Мухаммада).
Преемник Доку Умарова не может похвастаться боевым опытом прежних командиров, однако обладает теологической подготовкой, чтобы наставить «Имарат Кавказ» на иной стратегический и оперативный курс. Базирующийся за пределами Дагестана, Кебеков в прошлом занимал высший религиозный пост кади и является первым представителем нечеченской национальности на посту руководителя повстанческого движения Северного Кавказа. По данным российских органов безопасности, именно он отдал приказ об уничтожении в 2012 году террористкой-смертницей суфийского шейха Саида-афанди Чиркейского.
В распространенном в январе аудиоролике Кебеков осудил «национализм» и «националистический настрой» чеченцев в рядах «Имарата Кавказ». Подобная риторика направлена на дальнейшее дистанцирование организации от изначального чеченского националистического движения 1990-х годов и укрепление ориентации на глобальный джихад и борьбу за создание в России автономного суннитского исламского государства в духе строжайшего соблюдения законов шариата.
Продолжая курс на дистанцирование от Чечни он, скорее всего, активизирует деятельность в Дагестане, возможно, путем реализации менее агрессивных форм джихада. Несмотря на некоторое сопротивление, последняя присяга на верность указывает, что некоторые джамааты, в том числе и отдельные влиятельные чеченцы, в ведении которых находятся ключевые каналы финансирования и СМИ «Имарата Кавказ», уже признали приход Кебекова на руководящий пост.
Выбор Кебекова в качестве преемника указывает также на то, что «Имарат Кавказ» может распространить свою деятельность за пределы северокавказского региона. Недавние операции явно свидетельствуют в пользу возможности подобного сдвига вовне. С 2011 года сотни боевиков из России отправлялись за пределы РФ воевать вместе со связанным с «Аль-Каидой» «Фронтом аль-Нусра» в сирийской гражданской войне. Организация также нацелилась на осуществление операций в волго-уральском регионе России. В 2012 году экстремистская группировка «Моджахеды Татарстана», тесно связанная с «Имаратом Кавказ», осуществила серию терактов в отношении мусульманских религиозных деятелей в городе Казань на территории РФ. А недавно террористы-смертники из Дагестана убили десятки человек в терактах в автобусе и на железнодорожном вокзале в Волгограде.
Пока российское руководство, похоже, не намерено отказываться от жесткого подхода к борьбе с деятельностью боевиков. 19 марта секретарь Совбеза Николай Патрушев провел в Чечне правительственное заседание, на котором были обсуждены пути пресечения каналов финансирования боевиков, а также угрозы терактов за пределами Северного Кавказа. Участники заседания, по имеющимся сообщениям, не обсуждали вопроса о последствиях перемен в руководстве «Имарата Кавказ».
За последние несколько лет российским силовикам удалось уничтожить на Северном Кавказе ключевых лидеров экстремистов и сотни боевиков, нанеся серьезные удары по организации. И все равно недостатка в новобранцах у «Имарата Кавказ» нет по причине общего несоблюдения российскими властями основополагающих прав и свобод, включая свободу вероисповедания, а также социально-экономического неравенства и засилья коррупции.
На взгляд некоторых обозревателей, в сложившихся обстоятельствах угроза обстановке безопасности со стороны «Имарата Кавказ» будет нарастать. «Растущее значение организации в структуре принятия Эмиратом Кавказа решений представляет повышенный риск терактов на туристических направлениях и транспорте на территории России», — писал в недавнем комментарии научный сотрудник университета Джорджа Вашингтона Жан-Франсуа Ратель (Jean-Francois Ratelle).
Питер Дж. Марзалик является независимым аналитиком по исламским вопросам в РФ.