Геополитическая ситуация на рубежах Скандинавии, по мнению шведских и финских политиков и экспертов, за последние месяцы изменилась кардинальным образом, и в случае эскалации конфликта в Украине северо-восточная часть Европы может стать очагом военного противостояния между Западом и Россией. Один из сотрудников шведской контрразведки Вильгельм Унге (Wilhelm Unge) открыто заявил, что Россия готовится к военной операции в северо-западном направлении. Особое беспокойство скандинавов вызывают военные учения российских Военно-морских сил, а также небывалая активность российских шпионов. «Вы не станете заниматься всем этим, если в действительности не готовитесь к атаке в будущем, – отметил Унге. – Не вдаваясь в детали, хочу отметить, что мы наблюдаем высокую активность российской разведки в связи с событиями в Крыму и на Украине».
Вице-премьер шведского правительства Ян Бьерклунд (Jan Björklund) уже призвал политическую элиту страны рассмотреть изменения в национальной оборонной доктрине, подчеркнув, что шведская армия должна вновь поставить себе цель защиты собственной территории. «Кризис в Украине продемонстрировал, что нам необходимо вернуться к первоначальной доктрине, чтобы мы смогли защитить свою территорию, – отметил политик. – Этот кризис показал незащищенность Балтийского моря. Мы должны усилить здесь наше присутствие и возможности. Членство в НАТО является лучшим вариантом в долгосрочной перспективе».
Похожего мнения придерживается и глава финского правительства Йирки Катайнен (Jyrki Katainen): «Я считаю, Финляндия должна быть частью НАТО. Это усилит ее позиции». Также политик отметил, что в стране проживает значительная русскоязычная община, «на помощь» которой при определенных обстоятельствах могут прийти российские военные. «Это серьезный вопрос, и мы должны обсуждать его открыто», – подчеркнул Катайнен. Ранее бывший президент Финляндии, а также лауреат Нобелевской премии мира Мартти Ахтисаари (Martti Ahtisaari) заявлял, что его стране в свете последних событий на Украине вместе со Швецией необходимо присоединиться к военному блоку: «Я надеюсь, в какой-то момент мы примем это решение, и я также надеюсь, вместе с нами это сделает Швеция. Я не вижу никаких причин, которые могли бы помешать Швеции принять такое решение». Отметим, что Швеция и Финляндия являются одними из наименее милитаризованных стран единой Европы. Военный бюджет Швеции (4,5 миллиарда евро) уступает польскому и греческому, а Финляндии (2,6 млрд евро) – бельгийскому и португальскому.
При этом в процентном соотношении военные расходы шведов и финнов – и вовсе мизерны: соответственно 1,2 и 1,5 процента от ВВП. Об увеличении бюджета уже заявил председатель парламентского комитета по обороне Петер Хултквист (Peter Hultqvist): «Мы должны построить более мощную оборонную систему, которая обладала бы куда большими ресурсами. Чтобы уменьшить угрозы, необходимо увеличить воздушное и морское присутствие в Балтийском море и усилить военную базу на острове Готланд». Его поддерживает министр финансов Андерс Борг (Anders Borg), назвавший Россию «переменчивой и непредсказуемой».
Тем временем в Финляндии полным ходом идут дискуссии о возможной интеграции вооруженных сил в более мощную оборонную систему Швеции. 54 процента финнов, согласно недавнему социологическому опросу, выступили за тесный военный союз с соседями. «Результаты этого опроса очень интересны, – отметил министр обороны Финляндии Карл Хаглунд (Carl Haglund). – Мы очень тесно сотрудничаем с вооруженными силами Швеции, но наши отношения не имеют формального статуса».