Весьма вероятно, что следующим избранным премьер-министром Индии станет Нарендра Моди (Narendra Modi). Одной из причин этого является хорошо организованная кампания, направленная на то, чтобы представить Моди как своего рода чудотворца в области законодательной власти. Имеет ли значение для избирателей то обстоятельство, что подобного рода сведения просто не соответствуют действительности?
Моди представляют как непревзойденного лидера дружественного по отношению к большому бизнесу штата, который был успешно ребрендирован, получив название «Вибрирующий Гуджарат» (Vibrant Gujarat), его американской пиар-компанией Apco (эта фирма также представляет такого жестоко диктатора, как президент Казахстана Нурсултан Назарбаев). Самая дорогая рекламная кампания в истории Индии дополняется полной поддержкой со стороны главных промышленных династий Индии — Тата, Бирла, Амбани, Миттал и Адани. «Лидер с широким взглядом», и «король среди королей» — вот такие фразы используют обожающие его магнаты.
Контролируемые ими средства массовой информации связывают с Моди высокие общие темпы роста, а также свободный от коррупции, небюрократический и эффективный способ управления, направленный на создание более высокого уровня образования, здравоохранения и благосостояния в штате Гуджарат, которым он в качестве главного министра руководит с 2001 года. Рефреном звучат слова о том, что при Моди Гуджарат демонстрирует лучшие результаты, чем любой другой штат Индии.
Анализ данных Гуджарата
Давайте посмотрим, насколько основательны подобного рода утверждения. Основываясь на данных Индикаторов мирового развития (World Development Indicators) и переписи населения Индии, лауреат Нобелевской премии по экономике Амартия Сен (Amartya Sen), а также Жан Дрез (Jean Dreze) представили общую картину развития в Индии в их недавно вышедшей в свет книге «Сомнительная слава — Индия и ее противоречия» (An Uncertain Glory — India and its Contradictions). Они сравнили Индию с семью другими государствами Юго-Восточной Азии (Бангладеш, Непал, Пакистан, Китай, Южная Корея, Индонезия и Таиланд), а также 21 штат Индии друг с другом. Так что же мы можем узнать о Гуджарате из их исчерпывающих данных в отношении целого ряда социально-экономических индикаторов?
По некоторым ключевым индикаторам в области благосостояния, где Индия располагается у самого дна в таблице мировой лиги, Гуджарат даже не является лучшим штатом в Индии, а по некоторым показателям он находится ниже среднего уровня по стране.
Так, например, в Гуджарате в 2011 году на 918 женщин приходилось 1000 мужчин, и гендерный дисбаланс оказался хуже в Гуджарате, чем средний показатель по Индии, который равнялся 937 (это также хуже, чем средний показатель в Китае — 926). Только четыре из 21 индийского штата имели более плохие показатели в этом отношении, чем Гуджарат. Реальная ситуация на месте была еще хуже, поскольку только 886 девочек приходилось там на 1000 мальчиков в возрасте до шести лет.
В 2005-2006 годах, спустя пять лет после прихода к власти Моди, показатели Гуджарата оказались ниже среднего национального уровня по следующим разделам:
— процент недоедающих детей в возрасте до пяти лет (Гуджарат — 44,6, в среднем по стране — 42,5);
— процент домохозяйств без туалета (Гуджарат — 56,5, в среднем по стране — 51,7);
— процент женщин в возрасте от 15 до 49 лет с резкой формой анемии (Гуджарат — 19,3, в среднем по стране — 16,8).
Довольно странно, но когда Моди спросили о причинах такого высокого уровня анемии среди женщин, он обвинил в этом существующие среди девочек современные представления относительно собственного тела.
По некоторым ключевым показателям, согласно которым Индия находится почти в самом низу среди восьми государств, Гуджарат показывает лучший результат, чем в среднем по стране, но, тем не менее, от семи до десяти штатов опережают Гуджарат по следующим показателям:
— грамотность среди женщин (Гуджарат занимает 9 место из 21);
— детская смертность на 1000 рождений (Гуджарат занимает 11 место из 21);
— многомерная бедность (Гуджарат занимает 8 место из 21).
Будет справедливым сказать, что не все оказывается лучше при правлении Моди. А что касается той области, где Гуджарат действительной превосходит многих, то будет столь же справедливым сказать, что это не является результатом усилий претендента на пост премьер-министра страны.
Экономический рост, промышленность
Чаще всего покровители Моди приводят данные относительно средних темпов роста ВВП в период с 2001 по 2011 год. Показатель 8,2% является самым высоким среди 21 штата Индии. Но как можно оценить вклад самого Моди в достигнутые результаты?
История феноменального индустриального роста в Гуджарате началась еще до прихода к власти Моди. Начиная с 19-го столетия Ахмадабад, коммерческая столица Гуджарата, занимает ведущие позиции в области крупного хлопчатобумажного производства. Сурат, второй по величине город в этом штате, известен как крупный мировой бриллиантовый центр, а еще его можно назвать текстильным центром Индии — там производятся синтетические нити и шелк, и поэтому есть основание считать его «Шелковым городом». В нем работают 500 000 ткацких станков, производящих небеленую ткань, и, кроме того, еще 450 красильных и печатных установок задействованы в производстве синтетических тканей. Доля Сурата в экспорте тканей из Индии составляет 40%.
Вспомогательные производства также быстро развиваются и способствуют росту промышленности в Ахмадабаде и в Сурате. «Золотой коридор», 400-километровая полоса, протянувшаяся от Вапи до Мехсаны около Ахмадабада, также стала местом размещения более 50 промышленных комплексов. В большинстве из них работают небольшие и средние фабрики, производящих продукты нефтехимии, пестициды, пигменты, красители, удобрения, химические и промышленные товары.
Так каков же вклад Моди в развитие штата? Майтриш Гхатак (Maitreesh Ghatak), профессор Лондонской школы экономики, и Санчари Рой (Sanchari Roy), научный сотрудник факультета экономики Уорикского университета, провели блестящий анализ для того, чтобы дать ответ на этот вопрос.
Вот как они сами описывают свою методологию:
«Для утверждений о том, что руководство штата оказало заметное влияние на экономические результаты Гуджарата, недостаточно заявить, что он добился более значительных результатов в сравнении с остальными частями Индии после того, как Моди пришел к власти в 2001 году. Нам нужно показать, что разрыв между экономическими результатами Гуджарата и остальными частями Индии, на самом деле, вырос во время его правления. Этот статистический метод получил название „различия в различиях“ (differences in differences). Обычно он используется для оценки деятельности организаций под конкретным руководством, а также для определения эффективности определенной правительственной политики».
Исследователи обратили внимание на уровень дохода на душу населения, на темпы роста экономики, на Индекс развития человеческого потенциала (Human Development Index), который учитывает не только доходы, но и такие не связанные с ними факторы как образование и здоровье, неравенство, а также процент населения, находящийся ниже уровня бедности в основных штатах Индии.
Результаты подсчетов
Можно ли сказать, что Гуджарат — в течение долгого периода времени он являлся одним из наиболее развитых штатов с точки зрения дохода на душу населения и улучшал свои показатели более быстрыми темпами, чем остальная часть страны, — продолжал ускоряться и увеличивал показатели роста под руководством Моди?
Вот ответ:
Этого не было. И Махараштра, и Гуджарат улучшали свои показатели, основываясь на уже существовавших внушительных показателях роста в 2000-е годы, однако само по себе улучшение было слишком незначительным для статистической отчетности. Достижения Гуджарата, несомненно, были очень хорошими в течение последних трех десятилетий, однако данные о его успехах в 2000-е годы не оправдывают ту чрезмерную эйфорию и избыточный оптимизм по поводу экономического руководства Моди.
То есть, в данном случае нет оснований говорить о ролевой модели. Но подождите! Гуджарат при Моди на самом деле преуспел в некоторых сомнительных делах — разрушение окружающей среды в результате реализации промышленных мега-проектов, притеснение представителей меньшинств, а также рекордное количество оказавшихся за решеткой офицеров полиции высокого ранга.
Но это уже другая история, она взята из другого места и может полностью приобрести национальный характер лишь после того, как индийские избиратели вынесут свой вердикт.