Александр Лукашенко оказался в трудном положении. Для Запада белорусский диктатор неприемлем. С другой стороны, он ощущает угрозу со стороны России из-за агрессивных действий Владимира Путина в решении крымского кризиса.
Последствия так называемой «путинской доктрины» о защите русских и русскоговорящих жителей за границей беспокоят, в том числе, Белоруссию. Еще одним сигналом о том, насколько велики опасения в этой стране, стало высказывание Александра Лукашенко во вторник. В своем ежегодном послании к Национальному собранию и белорусскому народу он призвал белорусов отстаивать главную ценность – независимость страны. Соседняя Украина «бурлит», «в полный исторический рост пытается встать Россия». «На наших глазах рушатся границы». Начинается «новая эпоха», но какой она будет, к сожалению, не знает никто.
Лукашенко – в трудном положении. С одной стороны, он как авторитарный правитель не может поддержать революцию по образцу Майдана. На акции сторонников протестов он отреагировал арестами и ужесточением законодательства. С другой стороны, ему могут не нравиться и действия России, последовавшие за событиями на Украине, включая нескрываемое желание воссоздания Советского Союза. Не только Лукашенко ощущает угрозу. Даже минская оппозиционная газета «Наша Нива» сообщала недавно в контексте крымского кризиса, что в чрезвычайной ситуации может возникнуть конфликт с режимом диктатора.
В Белоруссии только 8% населения считают себя этническими русскими. Но четыре из 10 граждан называют русский язык, который является государственным, своим родным языком. Во вторник Лукашенко заявил, что некоторые люди – кто точно, он не сказал – говорят о «притеснении русских» в Белоруссии. Но этнические группы в стране значительно смешались. Разговоры о «русскости» или «белорусскости» – «это шаг к той же смуте», подчеркнул он. «Нет больше места в мире, где бы так бережно относились к русскому языку, великой русской культуре, как в Белоруссии». Диктатор также пожаловался: «Наша независимость раздражает многих». Он выступил и против федерализации Украины, за которую выступают Россия и сепаратисты.
Ранее он также признал легитимным парламент и переходное правительство Украины. Недавно он назвал Крым, присоединенный 18 марта к России, частью России, на чьей стороне всегда будет Белоруссия, отметив, однако, что аннексия – плохой прецедент. Министру иностранных дел он в начале марта сказал, что в долгосрочной перспективе нельзя исключать и присоединение к ЕС.
Практически все дороги Лукашенко идут мимо России. Белоруссия получает от своего крупного соседа по выгодным условиям нефть и газ. Приватизация крупных белорусских компаний, ставшая условием предоставления российских кредитов, не состоялась. Лукашенко должен позаботиться о том, чтобы Минск в рамках Евразийского экономического союза, который в мае будет создан совместно с Россией и Казахстаном из Таможенного союза, и дальше обладал большими преимуществами.
О себе диктатор заявил во вторник следующее: «Лукашенко неприемлем для Запада и вряд ли будет приемлем. Но они отдают себе отчет, что сегодня Белоруссию не перевернешь». Недавно он заявил, что причиной украинского кризиса стала коррупция, и пообещал, что «белорусским коррупционерам будет трудно даже дышать». Однако победа над этим «злом» еще не одержана, посетовал диктатор, позволяющий своему младшему сыну, которого зачастую берет с собой на официальные мероприятия, появляться на публике с золотым пистолетом.