Обнародованные Вашингтоном снимки с Украины говорят, что вооруженные сепаратисты с востока страны нам самом деле являются российскими военными. Нынешняя информационная война во многом перекликается с событиями в Сирии. Воюющие стороны начитают войну фотографий и видео, чтобы оправдать собственные поступки и подорвать доверие к противнику. Всем этим зачастую занимаются пиар-агентства, которые не чураются никаких средств для достижения цели.
Atlantico: Вашингтон обнародовал предоставленные Киевом снимки, на которых видно, что вооруженные сепаратисты на востоке Украины на самом деле — российские военные. Как воюющие стороны используют фотографии и видео?
Франсуа-Бернар Юиг: Использование снимков и видео во время конфликтов всегда является продуманным шагом, они могут играть три роли. Первая — это доказательство некоего факта, прежде всего совершенных врагом преступлений. Вторая — это прославление собственной борьбы, как это видно, например, на фотографии с Иводзимы с поднявшими американский флаг солдатами. Третья — это оскорбление противника, каким можно считать, например, карикатуры на Магомета.
Фотография — это неопровержимое оказательство. На протяжении всех войн ХХ века распространение снимков совершенных врагом преступлений становилось все более распространенной практикой. Тем не менее, некоторые из них оказались поддельными или же снятыми в другой обстановке.
Американские фотографии с доказательством присутсвия солдат российских элитных частей среди пророссийских активистов на Украине сложно назвать открытием, потому что все итак это подозревали и сам Путин уже это признал. Применение фотографий носит стратегический характер. Для подтверждения их достоверности понадобится досконально проверить все факты и проанализировать снимки, потому что обычная фотография людей в военной форме сама по себе мало что говорит нам о месте, времени и обстоятельствах.
— Можно ли верить этим снимкам?
— В фальсификации фотографий на самом деле нет ничего нового. Еще при Сталине Троцкого убрали с трибуны, где он стоял вместе с Лениным. Подделка фотографий стала простой из-за ее доступности. Кроме того, некоторые снимки используют вне изначального контекста. Хорошим примером тут может послужить всколыхнувшая весь мир фотография сидящего за решеткой истощенного боснийца. Создавалось впечатление, что на ней изображен узник концлагеря. Ее использовали как подтверждение ужасов этнических чисток. Фотография не была подделкой, но ее контекст полностью поменяли. На самом же деле на ней был изображен не босниец, а серб, который болел тифом и не был заперт за решеткой, а просто находился с другой стороны. Таким образом, объектом фальсификации может быть не только снимок, но и условия, в которых его сделали. Для борьбы с подобного рода практикой журналисты проверяет все в мельчайших деталях, подробно рассматривают географические и временные рамки событий. Существуют также и специальные программы для проверки фотографий, которые могут обнаружить подделку. Кроме того, в сети появилась еще одна форма проверки: тысячи пользователей пытаются выяснить происхождение фотографий, определить пути их распространения, источник, использование в различных ресурсах.
Так было после сообщения о том, что Ахмадинежад присоединился к занявшим американское посольство студентам. Многие пользователи занялись анализом фотографий, стали сверять снимок с другими фотографиями, чтобы понять, действительно там изображен именно он. Это эффективные следователи-добровольцы. Тем не менее, существует тут и обратный эффект, потому что некоторые параноики или одержимые теорией заговора люди могут объявить поддельными даже подлинные снимки. Это порождает в интернете разного рода спорные истории о видео событий 11 сентября или изображениях раненых палестинцев, утверждения о том, что все это на самом деле постановка.
— Какую роль играют пиар-агентства в таком применении фотографий?
— Пиар-агентства усиливают эту тенденцию с мошенничеством. Во время конфликта в Югославии многие воюющие стороны нанимали пиарщиков, чтобы демонизировать противника и подчеркнуть правильность собственной борьбы. Самым вопиющим случаем стало дело кувезов в Кувейте. В 1990 году кувейтская девушка заявила Генеральной ассамблее Организации объединенных наций, что видела, как некие люди отключали кувезы в роддомах по указанию Саддама Хусейна. Впоследствии выяснилось, что на самом деле она была дочерью кувейтского посла. Ее выступление было организовано пиар-агентством. Они готовят рассказы мучеников, чтобы тем самым подорвать позиции противников.
Они распространяют снимки, пытаются доказать их подлинность с помощью свидетельств очевидцев и различных источников. Их цель — привлечь к ним достаточно внимания в сети, чтобы они появились на Youtube и других платформах. Наилучший исход — появление этих сфабрикованных пиар-агентствами изображений в крупных СМИ. В украинском случае имеются фотографии с подозрительными снайперами, которые могут быть как западными солдатами, так и бойцами российских спецподразделений. Поэтому в зависимости от того, кто интерпретирует снимки, Russia Today или какая-нибудь американская газета, запечатленных людей могут назвать проукраинскими или же пророссийскими бойцами. Визуальный аспект информационной войны подразумевает не только создание бьющих по чувствам противника изображений, но и преобладание своих снимков над его собственными. Сейчас именно такая война разворачивается вокруг Украины.
— Почему фотографии и контроль над ними приобрели стратегическое значение?
— В некотором роде это всегда было именно так. Победитель в войне получал возможность нарисовать искусные картины того, как его солдаты в пух и прах разносят врага. Сейчас же фотографии стали по-настоящему стратегическим фактором, потому что они служат для дискредитации противника в международном общественном мнении с помощью СМИ. Кроме того, они помогают в наборе сторонников. Они могут нанести сокрушительный удар по морали одного из лагерей или же полностью подорвать его легитимность. Самым ярким примером до сих пор остается война во Вьетнаме с фотографиями бегущей маленькой девочки или человека, который получил пулю в лоб от полицейского из южного Вьетнама. Эти снимки оставили свой след на нескольких поколениях. С тех пор сменилось уже два или три поколения, но память о них все еще жива. Они породили гражданские движения, вроде акций протестов пацифистов.
Победа в такой информационной войне чрезвычайно важна, потому что фотографии становятся объединяющими символами, создают общую веру.
— Пиар-агентства изменяют информацию и восприятие происходящих в странах событий?
— Именно так. С помощью фотографий и видео они создают иерархию событий и определяют степень нашего доверия к ним. Так, например, в украинском кризисе россиянам удалось довести до западных СМИ записи разговора Юлии Тимошенко, которая говорила совершенно безумные вещи о России. Изображения становятся способом организации информации. Агентства играют тут важную роль, потому что фильтруют изображения и определяют тем самым поток информации.
Франсуа-Бернар Юиг, директор по научным исследованиям Института международных и стратегических исследований.