Арекипа — Перед Перу сейчас открывается возможность сделать еще один шаг к культуре свободы, оставив в прошлом одну из самых распространенных проявлений дикости — гомофобию. Конгрессмен Карлос Брюс (Carlos Bruce) представил законопроект о гражданском союзе людей одного пола, который поддерживают министерство юстиции, совет уполномоченных по правам человека, ООН и правозащитная организация Amnesty International. Основные политические партии, представленные в Конгрессе, как правые, так и левые, как будто бы поддерживают эту инициативу. Таким образом, есть большая вероятность того, что законопроект будет принят.
В таком случае Перу станет шестой страной в Латинской Америке и 61-й в мире, которая в законном порядке признает право людей одного пола жить вместе, образуя тем самым гражданский институт, подобный (но не равнозначный) браку. Если этот шаг будет сделан, столь же важный, как и освобождение от диктатуры и терроризма, то Перу начнет искупление своей вины перед многими миллионами граждан, которые в силу своей однополой ориентации в течение всей истории страны подвергались всяческим издевательствам и преследованиям: их бросали в тюрьмы, лишали самых элементарных прав, выгоняли с работы, подвергали дискриминации и травле в профессиональной и личной жизни, представляя их ненормальными и выродками.
Нетрудно себе представить, что принятие законопроекта вызовет яростные споры. В частности, Перуанская епископальная конференция в своем коммюнике, от которого отдает средневековьем, проявляя чудовищное невежество, утверждает, что однополые отношения «противоречат естественному порядку вещей», «унижают человеческое достоинство» и угрожают здоровой ориентации детей».
А известный своим обскурантизмом архиепископ Лимы кардинал Сиприани (Cipriani) даже предложил созвать референдум по вопросу гражданского союза. Многие из нас задались вопросом, а почему же он не выступил с подобной инициативой в годы диктаторского режима Фухимори, к которому он относился с таким пониманием. Ведь именно этот режим при помощи коварной лжи и насилия подверг насильственной стерилизации тысячи крестьянок (уверяя их, что это вакцинация), многие из которых скончались в результате потери крови.
Несколько лет назад, боюсь, инициатива, подобная той, что выдвинул конгрессмен Карлос Брюс (которому, кстати, некий фанатик угрожал физической расправой), была бы в принципе невозможна из-за большого влияния, которое оказывала наиболее реакционная часть Католической церкви на вопросы половой жизни. И хотя в гомосексуальных отношениях состояла значительная часть общества, занятие это все же было рискованным, считалось постыдным, и люди старались его не афишировать. Те же, кто в открытую заявляли о своей сексуальной ориентации, немедленно становились предметом публичных издевок. С тех пор положение изменилось к лучшему, хотя еще предстоит преодолеть немало трудностей. В ходе нынешних дискуссий я вижу, что представители интеллигенции, журналисты, люди искусства и других свободных профессий, политические и профсоюзные лидеры, неправительственные организации, низовые католические организации и учреждения с предельной ясностью выступают против закоренелых гомофобов, засевших в Епископальной конференции и некоторых сектах, стоящих на тех же ультраконсервативных позициях. Они напоминают, что в соответствии с Конституцией, Перу — светское государство, где все обладают одинаковыми правами. И что к правам, которыми обладают граждане демократической страны, относится и свободный выбор своей сексуальной ориентации.
Сексуальная ориентация может быть различной, но ее нельзя подразделять на нормальную или ненормальную в зависимости от того, кем является человек: геем, лесбиянкой или гетеросексуалом. И поэтому геи, лесбиянки и гетеросексуалы должны обладать одними и теми же правами и обязанностями, не подвергаясь какому-либо преследованию или дискриминации. Заявления о том, что гетеросексуальность – это нормально, а гомосексуалисты представляют собой отклонение от нормы, являются предвзятыми, которые опровергли и наука и здравый смысл. Они закреплены лишь в законодательстве отсталых и культурно неразвитых стран, где религиозный фанатизм и мужской расизм являются источником унижений и страданий многочисленных граждан, единственным преступлением которых является то, что они принадлежат к меньшинству. Преследование гомосексуалистов, к которому призывают те, что несут бессмысленный вздор о гомосексуальности как отклонении от нормы, столь же жестоко и бесчеловечно, как расизм нацистов или белых, считавших евреев, негров и желтолицых представителями низшей расы, поскольку они отличались от них.
Гражданский союз это, разумеется, всего лишь шаг вперед в деле избавления сексуальных меньшинств от преследований и дискриминации, которым они по-прежнему подвергаются. Но бороться с предрассудками и невежеством, порождающими гомофобию, когда большая часть граждан увидит, что однополые пары, образующие гражданские союзы на основе взаимной любви, совершенно не нарушают нормального течения жизни остальных людей, как это происходит во всех без исключения странах, где были узаконены гражданские союзы или однополые браки. Разве где-нибудь сбылись жуткие пророчества относительно того, что легализация однополых браков приведет к сексуальному вырождению? Скорее наоборот, сексуальная свобода, как и свобода политическая и культурная, гарантирует спокойствие, основанное на мирном сосуществовании различных идей, ценностей и привычек. Ничто так не расшатывает сексуальную жизнь, толкая ее подчас в самые непредсказуемые крайности, как запрет и отрицание половых контактов. С учетом того, что Католическую церковь почти по всему миру сотрясла целая серия скандалов, связанных с педофилией, именно она должна была лучше других осознать это, сделать соответствующие выводы и проявлять в данном вопросе большую терпимость.
Я считаю, что такова сегодняшняя действительность, и в мире все больше католиков — как мирян, так и верующих — согласных с тем, что люди, состоящие в однополых отношениях, столь же нормальные, как и гетеросексуалы, и они должны иметь право на семью, на те же самые социальные и юридические льготы, что и разнополые пары.
Папа Римский Франциск начал свое служение с весьма положительных шагов. Первые заявления и инициативы нового главы Святого Престола обещали глубинные реформы в лоне Католической церкви с целью ее интеграции в современную жизнь и культуру. Они пока еще не воплотились в реальные дела, но исключать этой возможности не надо. Мы все помним его ответ на вопрос об отношении к геям: «Кто я такой, чтобы судить их?» В нем было заложено много положительного, но она пока не материализуется. Никого — в том числе и нас, неверующих — не устраивает, что ввиду своей нетерпимости и жесткой приверженности догматической традиции, одна из самых крупных Церквей мира все более отдаляется от основной массы человечества, поскольку не желает отказаться от своего закоснелого начетничества. К сожалению, именно это происходит в Перу с тех пор, как во главе церкви оказались непримиримые обскурантисты вроде кардинала Сиприани. Наглядным подтверждением тому служит коммюнике Епископальной конференции по вопросу гражданского союза. Я говорю «к сожалению», потому что, хоть и отношусь к агностикам, прекрасно понимаю, что основная часть населения всегда будет нуждаться в религии, поскольку она дает ей убеждения, верования, и основные ценности, касающиеся как земной, так и загробной жизни. Без них люди впадают в состояние коллективной тревоги и беспокойства, поскольку считают себя оставленными Богом.
Я надеюсь, что, несмотря на результаты ряда социологических опросов, закон о гражданском союзе, в поддержку которого на улицах Лимы недавно прошли многотысячные демонстрации с участием как взрослых, так и молодежи, в итоге будет принят, и Перу сделает еще один шаг в направлении свободного, многостороннего, культурного и, что самое важное, покончившего с дикостью, общества. Уверен, что к этому стремится большинство перуанцев.