Как сказать по-немецки «как сыр в масле катается»? Ах да: «Wie Gott in Frankreich» (как Бог во Франции). Пришло время поменять поговорку, потому что сегодня немцы чувствуют себя как боги... в Германии.
Недавно гамбургский журнал Der Spiegel опубликовал результаты опроса, который показал, что 80% респондентов «в целом довольны», «скорее довольны» или даже «очень довольны» ситуацией в стране. И если всего десять лет назад среди местного населения наблюдалось острое неприятие политики, недавнее исследование говорит, что сейчас граждане ФРГ все больше доверяют своему руководству.
Широкая коалиция показала отличные результаты. Сотрудничество двух главных партий, которые представляют правоцентристов (ХДС/ХСС) и левоцентристов (Социал-демократическая партия), после парламентских выборов сентября 2013 года одобряют 80% немцев. Ожидания населения (нужно сказать, весьма небольшие), о которых говорилось во время предвыборной кампании, постепенно удовлетворяются. Каждый из партнеров крепко вцепился когтями в правительственную программу, хотя все старательно делают довольный вид.
В эпоху первой широкой коалиции под руководством Ангелы Меркель в 2005 году, социал-демократы выглядели проигравшей стороной. Сейчас все представляется совершенно иначе: они ничего не заработали, но в то же время ничего не потеряли от альянса с правоцентристами.
Если бы выборы состоялись в грядущее воскресенье, соотношение сил осталось бы примерно тем же. С момента прихода к власти нового правительства прошло уже четыре месяца, но оно до сих пор пользуется благосклонностью населения. Оппозиция в лице зеленых и левых радикалов, которым принадлежит всего несколько кресел в Бундестаге, бессильна что-либо сделать в таких условиях засилья лево- и правоцентристов в федеральной политике. Депутаты даже воспользовались ситуацией для увеличения собственных пособий, не вызвав ни малейших протестов.
Депутаты повысили себе...
«Mutti Angela» (мама Ангела) стремится ничем не нарушить спокойствия, которое прекрасно соответствует ее глубокой натуре и, как ей кажется, положению дел в современной Германии. Зачем пытаться что-то менять? Государственная казна полна, с финансами пенсионных фондов и социальных служб все просто прекрасно (устойчивое сокращение безработицы означает уменьшение выплат пособий). Экономический рост относительно высок, инфляция слабая, а процентные ставки низки. Кризис евро удалось преодолеть, хотя не все опасности еще позади.
Зарплаты начали снова расти после десятилетия топтания на месте. С 2000 по 2010 год покупательная способность немецкого среднего класса выросла всего лишь на 1,4%. Введение минимального значения заработной платы (8,5 евро в час) станет манной небесной для населения с низкими доходами, хотя и может отрицательно отразиться на занятости в некоторых регионах и отраслях.
Тем не менее, спокойствие таит в себе одну опасность: застой. В Der Spiegel опасаются, что Ангела Меркель может превратиться в «супер-Коля». Бывший канцлер находился у власти 16 лет, но в конечном итоге так и не смог решиться на проведение необходимых реформ из опасения вызвать внутренний политический конфликт.
Стоит обратить внимание на то, что в опубликованном гамбургском издании опросе наибольшую степень удовлетворенности (85% против средних 80%) высказывают молодежь от 18 до 29 лет и люди более чем 60-летнего возраста. Первые довольны, потому что могут без труда найти работу, а вторые обласканы политической властью (на них сейчас приходится 32,5% населения страны против 23,4% во Франции).
Германия — это стареющее общество, которое хочет спокойствия и чурается любых опасных экспериментов. Убедительность и размеренность, умение избегать конфликтов с помощью взвешенных мер с заимствованиями в традициях христианских демократов и левоцентристов... Ангела Меркель — именно тот политик, которого хотят и в котором нуждаются большинство немцев.
Как бы то ни было, такое затишье не лишено внутренних противоречий. На вопрос Der Spiegel о том, какой должна быть приоритетная задача правительства, 61% респондентов ответили, что главное — это «больше внимание будущим поколениям», тогда как 22% предложили «лучше удовлетворить потребности современников». Получается, что политика правительства противоречит мнению большинства, но оно продолжает активно поддерживать его.
Летаргия
Основные меры, которые были приняты после прихода нового правительства к власти, направлены на удовлетворение краткосрочных потребностей и в частности улучшение условий жизни наиболее возрастных слоев населения. Два примера: введение пенсий для домохозяек (их требовали наиболее консервативно настроенные христианские демократы) и использование излишка средств в пенсионных фондах для повышения пенсий, а не снижения пенсионных отчислений активного населения.
Социальные расходы, о которых удалось договориться христианским демократам и социал-демократам, осуществляются в ущерб долгосрочным инвестициям, в первую очередь в сфере образования и инфраструктуры. Это главный упрек коалиции со стороны оппозиции, однако большинство населения отказывается его замечать, несмотря на видимое беспокойство по поводу судьбы будущих поколений.
Незадолго до парламентских выборов сентября 2013 года Даниэль Кон-Бендит (Daniel Cohn-Bendit) и социолог Клаус Леггеви (Claus Leggewie) выпустили статью под названием «Смена власти сегодня нужна как никогда». По их словам, повторное формирование альянса либералов и христианских демократов стало бы катастрофой, коалиция социал-демократов, зеленых и левых была невозможна по принципиальным причинам, а широкая коалиция стала бы причиной застоя.
И только альянс христианских демократов с зелеными позволил бы Германии избежать погружения в летаргический сон. И их почти что услышали. После выборов Ангела Меркель начала консультации с экологами, но так и не решилась сделать этот шаг. Ей был не нужен смелый, но потенциально конфликтный союз.