Александр Лукашенко, Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин 29 апреля встретятся в Минске, чтобы обсудить сотрудничество в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также оценить работу по подготовке проекта договора о создании Евразийского экономического союза (ЕЭС). Однако, по мнению экспертов, у сторон остается еще много нерешенных проблем, а действия России в отношении Украины не могут не вызывать настороженность у лидеров Беларуси и Казахстана.
Претензии Лукашенко
В ежегодном послании к белорусскому народу и Национальному собранию 22 апреля Александр Лукашенко заявил, что готов подписать договор о создании Евразийского экономического союза только если будут отменены все изъятия и ограничения во взаимной торговле. «При подписании этого документа я скажу: если хотите, давайте союз на справедливых принципах создавать, давайте уберем всякие ограничения. Но если вы готовы сегодня подписывать договор об экономическом союзе, а ограничения убирать через 15 лет, как Путин говорит, вот тогда и подпишем», — отметил президент Беларуси.
Он напомнил, что Россия, Беларусь и Казахстан несколько лет назад пришли к соглашению о необходимости отмены всех ограничений во взаимной торговле и определили это условие одним из базовых для создания ЕЭС. Сейчас, по словам Лукашенко, Россия от этой позиции отошла. Казахстан же, в первую очередь, стремится вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Каковы же при этом перспективы создания ЕЭС, и насколько успешным обещает стать предстоящий саммит?
Основные проблемы
Экономист Лев Марголин считает отмену изъятий одним из самых важных условий во взаимных отношениях между тремя государствами. В случае Беларуси речь, прежде всего, идет об экспортной пошлине на нефтепродукты. По нынешним соглашениям страна должна выплачивать в российский бюджет пошлину в размере 3-4 миллиардов долларов ежегодно за экспорт произведенных из российской нефти продуктов.
В то же время, говорит Марголин, есть изъятия и с белорусской стороны. Они касаются финансовой, страховой деятельности. «Есть и нетарифные ограничения, когда каким-то секретным кодом дается отмашка на недопуск определенных российских товаров на территорию Беларуси. Дается указание не покупать российские комбайны — и их не покупают», — приводит пример эксперт.
Немаловажную роль играет и украинский фактор, говорит экономист. Российский президент Владимир Путин настаивает, чтобы его союзники поддерживали Кремль, но позиция Беларуси сегодня существенно отличается от российской. В отличие от Москвы Минск признает нынешнее украинское правительство и отправляет наблюдателей на предстоящие 25 мая выборы президента Украины. «Эта двойственность не может устраивать российскую сторону», — считает экономист. Но добавляет, что за лояльность, которую официальный Минск уже не раз проявлял в отношении Москвы, нужно платить. И Лукашенко попытается в очередной раз извлечь из возникшей ситуации дивиденды.
Попытки балансирования
По мнению политолога Александра Класковского, «Лукашенко старается балансировать, не желая выглядеть марионеткой Москвы». Ему, полагает аналитик, важно сохранить прагматические отношения с Украиной, а также возможность улучшения отношений с Западом. А для этого нужно дистанцироваться от агрессивной политики Москвы. «В то же время Кремль хотел бы видеть в белорусском президенте безоговорочного союзника, и такого рода противоречия будут предметом, в первую очередь, закулисного обсуждения на саммите, и белорусская сторона постарается выторговать по максимуму за исполнение роли союзника», — прогнозирует Класковский.
С другой стороны, добавляет он, сегодня опасность силовых действий со стороны Москвы уже ощущают и белорусский лидер, и президент Казахстана Назарбаев. Так что Александру Лукашенко, даже будучи хозяином саммита, вряд ли удастся диктовать условия Путину на предстоящей встрече в Минске. Тем более пытаться развернуть вспять очередной интеграционный проект.
Роль не первой скрипки
Даже понимая всю опасность и условность Евразийского экономического союза с учетом действий России на постсоветском пространстве, Александр Лукашенко не станет препятствовать созданию ЕЭС, уверены эксперты. Как считает экс-депутат Верховного совета и Палаты представителей политолог Ольга Абрамова, это означало бы поставить под вопрос весь комплекс отношений Беларуси с Россией. Страна фактически находится на дотациях у Москвы. «Поэтому трудно себе представить, что, не имея отходных путей и другого мощного донора, которому и взяться неоткуда, а также учитывая ту систему координат, в которую уже вписана Беларусь при действующем президенте, Лукашенко начнет шантажировать Путина», — уверена Абрамова.
Подписание договора о Евразийском экономическом союзе запланировано на конец мая нынешнего года. А сам проект должен стартовать 1 января 2015 года — в год, когда в Беларуси должны состояться президентские выборы.