Некоторые британские эксперты в последнее время отмечают, что выход западных стран из «восьмерки» парадоксальным образом укрепил связь России со странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка). Более того, новая ситуация, которую искусственно создали западные страны, подтолкнула к тому, что действия этой группы государств даже более консолидировались уже в рамках «двадцатки» ведущих экономик мира. При этом аналитики обращают внимание и на то, что если в рамках «восьмерки» Россия вела партию, по сути дела в одиночку, то в «двадцатке» — совершенно очевидна активная и солидарная линия стран единомышленников, партнеров, наконец, союзников. Более того, действиям стран Запада в попытке изолировать Россию и не допускать на саммит «двадцатки» в Австралии, партнеры по БРИКС дали жесткий отпор, и осудили практику санкций против России и неприемлемость попыток решать, кто вправе участвовать в саммитах «двадцатки», а кто нет. На эту ситуацию эксперты отреагировали однозначно: ожидаемый сюрприз для Западной группы стран. Более того, наблюдатели выражают удивление относительно того, что Западные политики не просчитывают такой очевидной реакции со стороны членов БРИКС.
Что же представляет собой БРИКС сегодня? Прежде всего, это альянс реформаторов международной валютно-финансовой системы, которая сложилась после Второй мировой войны при доминировании США и их западных партнеров. Эти страны стремятся занять такое место, которое бы соответствовало возросшей роли экономик этих государств в мире.
Интересно, что именно БРИКС все более последовательно выступают за укрепление международного права, а значит и центральной роли ООН и Совета Безопасности. Для руководства стран БРИКС стало совершенно ясно: без понимания важности и жесткого следования вектору международного права, явно существует опасность повторения сценариев, которые были реализованы странами западного блока в Югославии, Ираке, Ливии и Сирии под прикрытиями «спасения демократии».
БРИКС сегодня — это три миллиарда потребителей и гигантские запасы полезных ископаемых. Поэтому у этих стран есть все возможности для реализации глобальной стратегической задачи, которая заключается в том, чтобы максимально использовать взаимодополняющий характер экономик для ускорения экономического развития каждого из государств БРИКС.
Кроме того, что действительно серьезно — это общая конечная цель, которая объединяет страны группы: модернизация экономики в контексте решения социальных задач. Именно критическая масса всех этих интересов является стержнем неформального союза.
Эксперты акцентируют внимание на том, что особенно в последнее время, на фоне политических событий в Европе, все рельефнее выступает еще одно интересное и судьбоносное направление работы БРИКС. Это создание собственных кредитно-финансовых институтов — Банка Развития (объем уставного капитала — 100 млрд. долларов) и Пула Валютных Резервов (еще 100 млрд. долларов). По оценкам российских экспертов, Банк, скорее всего, может начать работать в 2015 году.
На общем фоне большого числа материалов в прессе, кажется любопытным анализ отношений США со странами БРИКС, который провел известный обозреватель «Файнэншл Таймс» Эдвард Люс (Edward Luce). Эксперт напоминает: когда Б. Обама пришел в Белый Дом, он заявил о новом этапе отношений с мировыми нарождающимися экономиками. Сейчас же после более 6 лет у власти они не в лучшей форме, — констатирует британец. Все страны БРИКС по разным внутриполитическим причинам воздержались при голосовании по резолюции Генассамблеи ООН по Крыму, которая была инициирована США. И это после беспрецедентного давления западных демократий на большинство государств-членов ООН. Россия, как известно, голосовала против.
В самое ближайшее время Индия, скорее всего, выберет своего нового лидера Нарендру Моди (Narendra Modi). И как отмечает аналитик Люс, уже априори, новый руководитель крупнейшего, одного из наиболее влиятельных государств Азии, демонстрирует, что «не имеет интереса нанести визит в США, — разве что посетить ООН в Нью-Йорке». Кстати, та же «Файнэншл Таймс» замечает «между прочим», — Нарендру Моди по-прежнему отказано в американской визе. Хорошее начало для сотрудничества...
Наблюдатели одновременно замечают, что и траектория отношений США с Китаем тоже, похоже, пошла в «неправильном» направлении. В первый год своего президентства Б. Обама нанес визит в Китай в рамках стратегии «G-2», предложив Пекину глобальное партнерство для разрешения наиболее крупных мировых проблем, начиная от изменения климата до устранения финансовых дисбалансов в мировой экономике. Но китайцы не заинтересовались предложением Б.Обамы с учетом того, сколько им приходится преодолевать внутренних трудностей у себя дома. На следующий год США сменили концепцию «G-2» на поворот к Азии. Вашингтон представил это как ребалансировку своих отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, но, как, особо подчеркивают аналитики, Китай, в свою очередь, разглядел в этом новом американском сценарии попытку укрепления военных союзов с его соседями.
На неделе Б. Обама нанес визит в Японию, Южную Корею, Филиппины и Малайзию. Это его первый визит в Азию за последние два года и, как отмечает Эдвард Люс, сегодня из Пекина слышится, возможно, самая сильная за последнее время критика США.
Стоит при этом отметить, что буквально провал отношений с Бразилией на фоне Азиатских отношений США, еще более интересный. Президент Бразилии Д. Руссеф (Dilma Rousseff) отменила свой визит в США в октябре прошлого года в знак протеста против американского шпионажа в Бразилии, в том числе и против нее лично. Британские эксперты отмечают, что сегодня всем очевидно, что нынешний этап Американо-Бразильских отношений, как и в случае с Индией, можно характеризовать, как «глубокая заморозка». А относительно России и говорить не приходится.
Эксперт Эдвард Люс отмечает, что среди стран БРИКС лишь с Южной Африкой, можно сказать, США удерживают более или менее нормальные отношения. Но и их, с большой натяжкой можно назвать «близкими».
Отношения США со странами БРИКС, как считают аналитики, окрашены явной тенденцией к ухудшению, и имеют свой собственный контекст. При этом эксперт Эдвард Люс, считает, что существуют две глобальные, принципиально взаимосвязанные темы. Первая — это привыкание мира к тому, что влияние США в мире относительно сокращается. И вторая — несмотря на то, что экономическое развитие стран БРИКС несколько замедлилось, эти экономики, тем не менее, растут быстрее, чем Соединенные Штаты. В конечном счете, как полагают эксперты, экономический центр влияния и притяжения будет смещаться в сторону этих стран. А значит, и влияние в мире.
И все же ситуация вокруг Украины и американские гласные и негласные санкции, похоже, придают ускорение многим серьезным политическим процессам вокруг влияния США, долларовой валюты и Западного мира в целом. Сейчас большое число влиятельных аналитиков размышляют о том, как долго удастся поддерживать доллар в качестве мировой резервной валюты. Аналитик Джеймс Рикардс (James Rickards), автор только что вышедшей книги «The Death of Money» (Смерть Денег), выступая совсем недавно в Лондоне перед узкой аудиторией руководителей компаний, проводил мысль о том, что в силу того, что доллар сегодня не обеспечен никакими активами, кроме как доверием к самим США, то экономика США, таким образом, может быть подвержена неожиданным саморазрушительным процессам под влиянием политики самих Соединенных Штатов. Как представляется, геополитические просчеты США стоят именно в этом ряду.