Владимир Путин прямо или косвенно правит Россией уже 14 лет - с 1 января 2000 года, и нет никаких причин считать, что он намерен в ближайшее время оставить свой пост. Он говорил, что, возможно, будет снова баллотироваться в президенты в 2018 году, и это значит, что он сможет оставаться у власти до 2024 года. К этому моменту ему будет 72 года.
Однако ни одна тирания не бывает вечной – недаром тысячелетний Рейх Гитлера продержался всего 12 лет – и именно в этом контексте нам следует рассматривать путинское правление. Власть Путина - уже не та, что была раньше: его общественный договор с российским народом, предполагавший, что он может делать все, что угодно, пока жизнь многих россиян улучшается, нарушен. Высокие темпы экономического роста ушли в прошлое, и туда же уходит рост стандартов жизни, который они обеспечивали. Россияне начинают нервничать, и хотя власти удалось запугать и заставить держаться тихо оппозиционное движение в целом, оппозиционные кандидаты хорошо себя показали на последних выборах мэров. Путин даже вторгся на Украину (по крайней мере, на часть ее территории), чтобы поддержать свои падающие рейтинги, которые в результате стали завидно высокими.
Хотя многие эксперты по России не могут представить себе, какой будет Россия, когда Путин не будет стоять у руля, западным лидерам пора об этом подумать. Чтобы противостоять реваншистской России, восстановившей свои силы, Запад должен иметь четкое представление о России после Путина.
Нужно заметить, что в свое время Путин не казался вероятным кандидатом на президентский пост. Он был малоизвестной фигурой, долгое время работавшей в КГБ – советской службе безопасности. Переехал он в Москву в 1996 году и быстро получил репутацию «серого кардинала» - лояльного работника, предпочитающего действовать тихо и за кулисами. Сделав быструю карьеру в Кремле, в 1998 году он стал главой ФСБ – российской секретной службы. После финансового кризиса 1998 года президент Ельцин принялся тасовать свое правительство. За год он менял премьер-министров не меньше четырех раз, и, наконец, остановился на Путине.
Ельцину, столкнувшемуся с обвинениями в коррупции на фоне предстоявших на следующий год выборов, нужен был надежный наследник. 31 декабря 1999 года Ельцин ушел в отставку, и Путин стал исполняющим обязанности президента. Первым же своим указом он гарантировал бывшему президенту неприкосновенность. The Economist тогда назвал Путина «великим неизвестным», однако новый лидер принялся действовать без промедления, как будто был полностью уверен в своей способности сохранять власть. С тех пор он ни в чем не раскаивался.
При Путине Кремль взращивал в стране до гротескного коррумпированную, нелиберальную систему, ограничивающую демократию, старающуюся сосредоточить в своих руках как экономическую, так и политическую власть, сокращающую свободу слова, подминающую под себя суды, отменяющую гражданские свободы и попирающую права человека. За рубежом этот режим организует внесудебные убийства, использует силу по своему произволу и продвигает интересы Москвы, абсолютно пренебрегая международными нормами.
Так было не всегда.
В 1990-х годах Россия вполне могла двинуться по либерально-демократическому пути. Она была многопартийной демократией, власть в которой формировалась на регулярно проводившихся выборах. Ее зарождавшаяся экономика была рыночной и основывалась на частной собственности. Ее СМИ были независимыми и представляли разные точки зрения. Российская армия мирно ушла из Восточной Европы и бывших советских республик. Россия сотрудничала с Западом в области ядерного разоружения и смирилась с расширением НАТО. Бесспорно, у нее был ряд серьезных проблем (в частности, с неразвитой правовой системой и с вездесущей организованной преступностью), однако страна шла в обнадеживающем направлении. Президент США Билл Клинтон называл это время периодом «реальных перспектив и возможностей».
Нигде результаты правления Путина так не заметны, как в сфере российской политики. В 1999 году в последних перед его приходом к власти в парламентских выборах участвовали целых 32 политические партии и 1143 независимых кандидата. Хотя многочисленность партий показывала, что процесс партийной консолидации после распада Советского Союза идет в России слишком медленно, у электората был полноценный выбор. Это порождало реальные политические дискуссии и разнообразие законодательных инициатив. В 2011 году в последних парламентских выборах участвовали лишь семь партий. Независимых кандидатов не было. Причем оставшиеся партии критики называют «системной оппозицией», утверждая, что они существуют только с позволения Кремля.
В марте 2000 года Путин занял президентский пост. Вскоре после этого сложилось его окружение, в которое вошли люди, собиравшиеся помочь ему построить «новую Россию». Хотя за 14 лет часть лиц в этом кругу поменялась, многие остались прежними. Окружение Путина состоит из двух групп людей. Некоторые из них были связаны с будущим президентом еще в 1990-х годах в Санкт-Петербурге, а некоторые были его коллегами по службе в КГБ, либо даже дружат с ним с самого детства.
Первая группа – это так называемые путинские олигархи, люди власть и богатство которых основаны на их близости к президенту. В их число входят ведущий акционер банка «Россия» Юрий Ковальчук, главные строительные подрядчики контролируемого государством газового гиганта «Газпром» Аркадий и Борис Ротенберги и глава энергетического трейдера Gunvor Геннадий Тимченко. Вторая группа – это силовики, «ястребы» из числа бывших сотрудников спецслужб: руководитель администрации Путина Сергей Иванов, его первый заместитель Вячеслав Володин и Виктор Иванов, бывший заместитель главы кремлевской администрации. Эти люди, которые контролируют ключевые секторы российской клептократической экономики и жестокие российские спецслужбы, уже почувствовали на себе санкции, наложенные Западом на Россию за ее действия на Украине и названные Путиным «нарушением прав человека». Избрав их мишенью, Запад вбивает клин между Путиным и его ближайшими союзниками. Однако это не единственное, что он может сделать, чтобы ослабить позиции российского лидера.
Санкции должны стать нормой и не должны ограничиваться запретами на выдачу виз и замораживанием активов. Речь должна пойти о конфискациях. Если выбор будет стоять между поддержкой Путина и сохранением части накопленных в западных столицах и финансовых центров богатств, многие выберут второе. В результате возникнут трения и недовольство, на фоне которых станут очевидными растущие разногласия в Кремле, связанные с вопросами о том, как развивать российскую экономику, в каком направлении двигаться стране и допустима ли международная изоляция. В итоге российская политическая элита может даже решить, что стране нужна новая власть. И в любом случае следующее поколение политиков, чиновников и предпринимателей осознает, что связи с Путиным и его системой обходятся слишком дорого.
Если Запад хочет избавиться от Путина, он должен помнить, что для достижения прошлых успехов он использовал и более тонкие методы. Возможно, Запад выиграл холодную войну благодаря превосходству капитализма над советским коммунизмом. Однако одной из наиболее эффективных подрывных мер стали программы «культурного обмена», в рамках которых советские студенты ездили на Запад. Это позволяло молодежи знакомиться с демократическими и либеральными ценностями – и переносить их на Родину. Когда советский лидер Михаил Горбачев перешел к политике гласности и перестройки, советские граждане были к этому готовы. Говоря словами одного высокопоставленно американского дипломата, причастного к этим программам, граждане Империи зла «приходили, видели, оказывались побеждены – и после этого Советский Союз больше не мог оставаться прежними».
Итак, еще раз: западным странам не стоит следовать примеру Европейского Союза, заморозившего переговоры с Россией об отмене виз. Напротив, им лучше будет смягчить визовый режим с этой страной. Это будет способствовать принятию западных ценностей следующим поколением - тех, кто будет принимать решения в России. В итоге, когда Путин уйдет, они будут намного лучше готовы к этому моменту.
Культурные обмены – это долгосрочная программа, а в краткосрочной перспективе Запад мог бы уделить больше внимания противодействию усиливающейся в России антизападной пропаганде. В Советском Союзе и Восточном блоке альтернативой кремлевской лжи служили радио «Свобода» и радио «Свободная Европа». Сейчас Запад должен вернуться к мышлению холодной войны, и обеспечить русскоязычные службы вещания деньгами, кадрами, технологией и поддержкой. Необходимо противодействовать путинской пропаганде и вытеснять дурную информацию с помощью хорошей. Это ясно даст понять, что Запад не оставит Россию на произвол судьбы.
Вернуть допутинские времена невозможно, но это не означает, что Запад должен списать Россию на свалку истории. Что бы ни утверждали кремленологи, Россия после Путина совсем не обязана быть путинистской. В этой стране до сих пор есть либералы, хотя они переживают трудные времена, и их позиции серьезно ослаблены. Даже советское Полиитбюро не было таким монолитным, как многие считали. Как бы ни закончилось правление Путина – эволюционным путем или революционным, - Запад в любом случае должен будет четко понимать, каким он хочет видеть развитие России, и не должен будет позволять близоруким экономическим интересам брать верх над долгосрочными стратегическими приоритетами.
Какой будет Россия без Путина - пока трудно определить. Нельзя гарантировать, что она станет более демократической или либеральной: когда в России вспыхнули антипутинские протесты, они были, скорее, направлены против Путина лично, а не против его безжалостного стиля руководства. Однако Западу следует помочь постпутинской России встать на верный путь - ради российского народа, Восточной Европы и мира в целом. Западные правительства должны вступать в диалог с гражданским обществом и поддерживать организации, борющиеся с коррупцией и отстаивающие права человека. Они должны апеллировать к российским либералам и ко всем членам российской оппозиции, преданным идеям демократии и либерализма.
Сколько бы Путин ни играл на Украине своими военными мускулами и ни демонстрировал полное равнодушие к западным угрозам, может оказаться, что будущее России будет определять, в конечном счете, не он, а Запад.