Кризис на Украине, начавшийся с крушения власти Виктора Януковича в феврале 2014 года и последовавшего за ним присоединения Крыма Россией, затухнет, судя по всему, не скоро. К чему приведет ситуация на Востоке Украины, где не прекращаются беспорядки, будет ли Россия отключать газ или вводить войска — все эти вопросы волнуют сейчас весь мир.
Однако обратной стороной этой шумихи вокруг кризиса на Украине является еще одна важная проблема, которая не привлекает такого внимания.
Крепкие промышленные связи между Украиной и Россией
Эта проблема касается тех связей, которые существуют между промышленностью России и Украины. В этой статье я хочу рассмотреть эту проблему с точки зрения оборонного комплекса.
Еще с тех времен, когда Украина входила в состав Российской империи, она являлась центром тяжелой промышленности и добычи угля, при сталинском режиме в эпоху Советского Союза индустриализация развивалась еще большими темпами.
Цепочка снабжения, образовавшаяся в советскую эпоху, не могла так просто исчезнуть после распада Советского Союза. Поэтому Россия и Украина до сих пор тесно связаны в сфере промышленности.
На Россию приходится 23 миллиарда долларов от совокупной стоимости экспорта Украины (82 миллиарда долларов за 2012 год), Россия является для Украины крупнейшим импортером.
В особенности это касается основной экспортной продукции Украины — продуктов машиностроения и металлургии, 40% и 20% которых соответственно закупает Россия, где, как и раньше, большое количество производств зависит от поставок украинского сырья, продукции и деталей.
В области машиностроения особенно выделяется зависимость в железнодорожном комплексе.
Например, производитель железнодорожных тепловозов в Луганской области «Лугансктепловоз» входит в состав российской компании «Трансмашхолдинг», он производит локомотивы для электричек и грузовых составов. Экспорт тепловозов составляет половину от стоимости экспорта продукции машиностроения Украины, большая часть тепловозов производится для России.
Большинство других продуктов машиностроения и металлургической промышленности экспортируется в Россию. Военно-промышленный комплекс в таких условиях тоже не является исключением.
В советскую эпоху на Украине располагались многочисленные предприятия военно-промышленного комплекса, построенные для нужд армии, авиации, флота и космической отрасли. Согласно одной из теорий, 30-40% военного производства СССР находилось на территории Украины.
Примеры? Николаевский судостроительный завод, располагающий мощностями для производства авианосцев (сейчас Черноморский судостроительный завод), Конструкторское бюро «Антонов», известное самым большим в мире самолетом Ан-225, Конструкторское бюро «Южное», проводившее разработки баллистических ракет, Завод имени Малышева, производивший основной вид танков для СССР.
Украина отвечала за аэрокосмическую промышленность России
После развала Советского Союза несколько таких производственных комплексов продолжали, как и прежде, работать с Россией.
В особенности сильные связи сложились в аэрокосмической промышленности, где, например, без поддержки вышеупомянутого КБ «Южное» невозможно проводить обслуживание межконтинентальных баллистических ракет Р-36М2 (SS-18 в классификации НАТО), которые стоят на вооружении российских ракетных войск стратегического назначения.
Количество Р-36М2, стоящих на вооружении российских войск не превышает 56 из более чем 300 межконтинентальных баллистических ракет, но каждая Р-36М2 может нести до десяти боеголовок, поэтому их суммарное количество боеголовок достигает 560.
Исходя из данных договора СНВ-III (о сокращении стратегических наступательных вооружений), по состоянию на март 2014 года Россия имеет на вооружении 1512 стратегических ядерных боеголовок (не включая тактические и боеголовки на хранении). Эти цифры показывают, что на самом деле на этих 56 украинских ракетах стоит более одной трети стратегических ядерных боеголовок России.
Сообщается, что из-за того что Украина прекратила сотрудничество, в России возникает проблема обслуживания Р-36М2, что может поставить под угрозу весь ядерный щит России.
Кроме того, крупнейшая ракета-носитель России «Протон-М», предназначенная для вывода космических спутников на орбиту, имеет в своем составе компоненты украинского производства, а ракета-носитель «Зенит-3SL» проекта «Морской запуск» также производится на заводе «Южмаш» в сотрудничестве с КБ «Южное».
Помимо этого, двигатель для боевого вертолета Ми-28Н и серии вертолетов Ми-8/17, которые применяются по всему миру, практически полностью производится на украинском заводе «Мотор Сич», а грузовой самолет следующего поколения Ан-70 также находится в совместной разработке с Украиной.
И таким примерам взаимодействия нет конца, что в перспективе может нанести урон оборонной промышленности России.
О такой вероятности частично говорят и в Японии, но, на мой взгляд, все аналитики рассматривают ситуацию только с одной стороны.
Россия изначально оценивала эту ситуацию как опасную зависимость от Украины, еще до возникновения кризиса, поэтому приняла всевозможные меры предосторожности.
Россия придерживалась антиукраинской военной политики
В начале 2000-х годов Украина впервые заявила о том, что хочет стать членом НАТО, поэтому Россия оценила зависимость от Украины в таких важных сферах, как оборона и безопасность страны, о чем я писал выше, как угрозу.
По этой причине, помимо планов постановки на вооружение новой межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат», чье производство не зависит от Украины, в 2016 году, в этом году ожидается первое испытание ракеты-носителя «Ангара» полностью российской сборки.
Кроме того, в последние годы Россия перенесла производственную базу «Ильюшин», крупнейшего производителя самолетов уровня «Антонов», в Ульяновск (ранее компания находилась в России, но заводы располагались в Узбекистане), таким образом была восстановлена независимая система производства грузовых самолетов. Двигатели для вертолетов теперь тоже возможно полностью собирать в России.
В результате даже при наличии трудностей при разрыве отношений с Украиной, можно полагать, что это влияние будет минимизировано в течение нескольких лет.
Более того, скорее следует беспокоиться об оставшихся на Украине предприятиях оборонной промышленности.
В отличие от России, которая располагает большим количеством вооружений, военные силы Украины довольно малы. Кроме того, после распада СССР страна постоянно сокращала свою армию, чтобы снизить нагрузку на экономику.
Это значит, что Украина не сможет поддерживать работу своего огромного военно-промышленного комплекса, полученного в наследство от СССР, только за счет своего внутреннего спроса (в первую очередь имеется в виду украинская армия).
На самом деле, по данным украинского государственного концерна «Укроборонпром», последние несколько лет 97% произведенных на предприятиях военно-промышленного комплекса Украины вооружений и оборудования предназначались на экспорт, причем большую долю от поставок занимает Россия.
Так же как и Россия зависит от Украины, Украина в свою очередь сильно зависит от России, но расторжение этих связей продолжится, то можно легко представить трудности, с которыми столкнется украинская оборонная промышленность.
Конечно же, покупатели упомянутых выше вертолетных двигателей и танков находятся не только в России. Вероятно, торговые каналы будут развиваться и в дальнейшем (на самом деле Украина уже продает боевые бронированные машины странам Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока).
Однако производители баллистических ракет и ракет-носителей КБ «Южное» и «Южмаш» так сделать не смогут.
Несмотря на то, что они владеют технологиями производства важных компонентов, сами ракеты собирает российская сторона, поэтому при разрыве отношений с Россией эти предприятия потеряют работу.
Возможная утечка технологий
Также стоит беспокоиться об утечке технологий.
В последнее время поступают сведения о том, что «Южмаш» уже контактирует с Турцией и Китаем, что вызывает опасения об утечке закрытых технологий производства баллистических ракет и ракет-носителей.
В особенности это касается Китая, который в поиске передовых военных технологий уже занимался налаживанием отношений с Украиной для того, чтобы получить доступ к советским военным технологиям в обход России. Первый свой авианосец, «Ляонин», начиная от корпуса и заканчивая всевозможными технологиями (включая систему палубных самолетов и приземления), Китай получил от Украины.
Нельзя игнорировать опасения об утечке технологий в страны, занимающиеся разработкой баллистических ракет, такие как Пакистан, Иран, КНДР.
Другими словами, разрушение военно-промышленного комплекса Украины может послужить причиной образования бреши в системе безопасности Японии, поэтому нельзя считать, что только Россия может пострадать от кризиса на Украине.
Стоит ли рассматривать меры поддержки украинской промышленности, включая оборонную, для того чтобы остановить экономический кризис на Украине и стабилизировать обстановку вокруг Японии?
Конечно, вариант с поддержкой путем закупки украинского оружия Японией нереалистичен, да и помогать всему военно-промышленному комплексу Украины нет необходимости.
Однако вполне реально направлять гранты и поддерживать получение нового опыта и знаний, как это делали западные страны в отношении России после развала СССР, тем предприятиям и инженерам, которые работают с важными технологиями, чтобы остановить утечку знаний.
Также можно развивать сотрудничество с Украиной в космической сфере.
В любом случае нельзя игнорировать потенциал Украины в военной промышленности, необходимо рассматривать меры по контролю за ситуацией, подходя с точки зрения безопасности Японии. Советское технологическое наследие не должно быть распродано.