Алекс Салмонд (Alex Salmond) отказался принести извинения за свои высказывания о том, что патриотизм российского президента Владимира Путина является «совершенно обоснованным».
В начале предвыборной кампании Шотландской национальной партии в преддверии выборов в Европейский парламент первый министр Шотландии заявил, что его высказывания были неверно истолкованы и что он не станет брать свои слова назад. Он сказал: «Когда люди обдумают мои комментарии, они поймут, что они абсолютно обоснованы. Я сказал, что осуждаю действия России на Украине, а также нарушения прав человека в России. Я подчеркнул, что западная пресса недооценивает Путина, и в этом нет никаких сомнений».
Салмонд столкнулся с резкой критикой и протестами после своего заявления о том, что он восхищается «определенными аспектами» политики Путина и его попытками восстановить «в значительной степени достоинство России». Это заявление прозвучало во время интервью, которое он дал 14 марта для майского выпуска мужского журнала GQ Алистеру Кэмпбеллу (Alastair Campbell), бывшему пиарщику Тони Блэра.
Майкл Остапко (Michael Ostapko), председатель шотландского отделения Ассоциации украинцев Великобритании, сообщил, что украинцы выступили с «огромным количеством комментариев, выражающих обиду, отвращение и изумление», и призвали Салмонда взять свои слова обратно. В Палате общин министр иностранных дел Уильям Хейг (William Hague) назвал его высказывания «грубейшей ошибкой в суждениях», а Джим Мерфи (Jim Murphy), теневой секретарь Министерства иностранного развития — «ужасным просчетом».
На сайте Mail Online появилась цитата высказывания пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, который отметил, что он «согласен с точкой зрения первого министра Шотландии».
Салмонд сказал: «Когда я затронул тему достоинства, это было после Олимпийских игр в Сочи, которые, несомненно, помогли вернуть России чувство собственного достоинства. Поэтому мои высказывания были вполне взвешенными».
В своем подробном ответе Остапко он подчеркнул, что «комментарии относились конкретно к России и Украине, и они были полными и недвусмысленными».
Однако в расшифровке интервью Салмонда, заранее опубликованном издателем GQ Конде Настом (Conde Nast), а также в полном тексте интервью, опубликованном в четверг, нет никаких упоминаний об Украине и Олимпийских играх в Сочи.
За несколько дней до интервью пророссийские ополченцы захватили ключевые здания в Крыму, после чего началась подготовка к проведению крымского референдума. Тогда представители НАТО предупреждали о серьезной угрозе стабильности в Европе со стороны России.
В своем интервью журналу GQ Кэмпбелл попытался выяснить отношение Салмонда к российскому президенту, спросив: «Путин?» Салмонд ответил: «Я не одобряю целый ряд действий России, однако он добился гораздо более значительных успехов, чем пишут в прессе, и вы можете понять, почему он имеет такую поддержку в России».
«Вы им восхищаетесь?» — спросил Кэмпбелл. Салмонд ответил: «В некоторых аспектах. Есть такие аспекты российской конституционности и переплетения бизнеса и политики, которыми сложно восхищаться. Но он в значительной степени восстановил достоинство России, и это, должно быть, большое достижение. Русские — фантастический народ, они очень милые люди».
Когда в среду, 30 апреля, Салмонда спросили, мог бы он дать иной ответ сейчас, он сказал: «Если бы мне задали тот же самый вопрос сегодня, я бы подробно рассказал о своем отношении к аннексии Крыма, но тогда это было невозможно… Я считаю, что мое интервью было тщательно взвешенным, и люди, если они будут рассматривать его в контексте, согласятся со мной».
Шотландская национальная партия является лидером рейтингов в Шотландии среди партий, участвующих в выборах в Европарламент, и серия недавно проведенных исследований показала, что эта партия может добиться или даже превзойти свой наилучший результата на выборах в Европарламент 1989 года, который составил 34%.
Пока остается неясным, сможет ли длительная кампания вокруг референдума по вопросу независимости Шотландии увеличить или наоборот уменьшить показатели явки на выборах в Европарламент, которые в 2009 году оказались чрезвычайно низкими и составили всего 28,5%.
Хотя, по данным некоторых опросов, 22 мая Шотландская национальная партия может набрать до 40% голосов, стратеги партии не уверены, что это станет гарантией того, что партия получит три из шести мест, отведенных Шотландии в Европейском парламенте. Сейчас Шотландской национальной партии принадлежат два места, но она может получить третье, согласно сложной системе голосования на выборах в Европарламент, если Партия независимости Соединенного Королевства наберет большее число голосов, а Либерально-демократическая партия провалится на выборах.