Полководцы средневековья совершали регулярные набеги на Финляндию в поисках рабов. Финнов продавали сначала на невольничих рынках Новгорода, откуда их могли далее отправить на обширные невольничьи рынки региона Черного и Каспийского морей. Оттуда их путешествие могло быть продолжено в Османскую империю, страны Средиземноморья и Центральную Азию, где спрос на рабов был большой.
Такое порабощение финнов случайно выявил профессор общей истории Университета Восточной Финляндии Юкка Корпела. При изучении истории средних веков Выборгской губернии, он стал задумываться над повторяющимися в славянских военных летописях предложениями, такими как «людей ловили» или «пленных пригоняли бесчисленное множество».
Коллеги говорили, что данная информация уже не новая, и что финнов перевозили на территорию нынешней России для земледельческих работ. Однако Корпела продолжил заниматься изучением. Войска захватчиков отправлялись на ловлю рабов за сотни километров. Корпела изумлялся, ведь для земледельческих работ можно было найти работников и поближе.
Исследование Корпелы опубликовано в самом свежем номере журнала Russian History. Он извлек из военных летописей, рассказов о путешествиях, административных документов и дипломатических источников свидетельства о сотнях грабительских походах в различные части Финляндии.
Грабежом занимались полководцы Великого Новгорода. В период с XIV по XVI века они регулярно нападали на Финляндию, примерно раз в 10 лет. Во всех летописях упоминается, что во время военных походов брали в плен огромное множество людей.
В средние века перевозка заключенных была хлопотной, и их пригоняли, главным образом, по хорошим торговым путям.
Учитывая тот факт, что у Новгорода были существенные торговые связи с городами крупных невольничьих рынков, можно с уверенностью предположить, что финнов ловили для продажи на невольничьих рынках Черного и Каспийского морей.
Поскольку за рабами отправлялись издалека, финнов угоняли не только для простых земледельческих работ. По словам Корпелы, с точки зрения работорговцев, в финнах было что-то особенно интересное.
Прежде всего, они были язычниками. Вот почему их можно было продавать как в мусульманские, так и в христианские страны.
Во-вторых, у многих финнов были экзотически белокурые волосы и голубые глаза. В одной из летописей упоминается, что в Карелии можно было купить белокурую финскую девушку за пять алтынов, являвшихся древнерусской валютой. Согласно дипломатическому документу того же периода времени, ее можно было продать на невольничьем рынке за 200 рублей, что соответствует 6666 алтынам. Таким образом, работорговля была настолько прибыльной, что имело смысл отправляться за финнами в дальний путь.
Средневековым грабежам было характерно то, что родня могла выкупить пойманного в рабство своего родственника. Если они не могли это сделать, раба увозили продавать в другие места. К сожалению, в документах того времени не сказано, куда финны направлялись дальше из Новгорода.
По оценкам Kорпелы, многих, вероятно, продавали по пути, многие умирали, а некоторым удавалось спастись от рабства, приняв христианство. До центров работорговли добирались, возможно, только десятки финнов.
С другой стороны, для пользовавшихся спросом финских девушек — белокурых и синеглазых, существовал, возможно, свой собственный роскошный невольничий рынок.