Билла Браудера (Bill Browder) считали сумасшедшим, когда он обращался к правительствам различных стран с просьбой ввести санкции против российских чиновников. Теперь они сами стали обращаться к нему за советом.
Глава фонда Hermitage Capital был инвестором-активистом, которого выдворили из России за то, что он нарушил покой российских олигархов. Он начал кампанию за введение санкций против чиновников, которые преследовали его покойного адвоката, Сергея Магнитского.
Теперь г-н Браудер не одинок, он снова оказался в мейнстриме. И он утверждает, что санкции Запада против сотни олигархов и советников президента заставят Владимира Путина отказаться от планов по вторжению на Украину.
По мнению г-на Браудера, это сработает, потому что г-н Путин — клептократ, разбогатевший на деньгах, которые для него зарабатывают олигархи, и заморозка их бизнеса нанесет удар по существующему между ними договору.
«Его волнует судьба его денег на Западе. А у нас есть возможность захватить, заморозить или обесценить их», — заявил г-н Браудер в своем интервью, которое он дал на этой неделе в одном из отелей Оттавы.
Однако европейские страны не торопятся вводить санкции, которые могут нанести вред торговле, а также сорвать поставки российских энергоресурсов. США, Евросоюз и Канада планируют ввести санкции против ряда российских чиновников и некоторых олигархов. Г-н Браудер отметил, что в списке этих чиновников не значится имя главы российского энергетического гиганта «Газпром» Алексея Миллера. В этом списке также нет имен выдающихся граждан мира и владельцев известных спортивных франшиз. По его мнению, люди, которые составляли эти списки, либо наивны, либо чрезвычайно циничны.
Существуют причины, по которым правительства спрашивают у этого инвестора совета о том, какие санкции стоит вводить против России. Он хорошо изучил все те методы, при помощи которых российские олигархи накапливают баснословные состояния.
Его дед Эрл Браудер (Earl Browder) был известным в США коммунистом, который дважды соперничал на президентских выборах с Франклином Рузвельтом. Он восстал против традиций своей семьи и в итоге стал «крупнейшим капиталистом в Восточной Европе». К 1996 году у него уже был свой собственный российский инвестиционный фонд, Hermitage. Со временем он стал крупнейшим в России фондом с активами в 4,5 миллиарда долларов.
В 1990-х годах Россия казалась инвесторам Диким Западом. Он обнаружил, что управляющие крали миллиарды долларов в компаниях, в которых г-ну Браудеру принадлежали доли акций, поэтому его фонд занимался расследованием и разоблачением этих махинаций. «Мы создали целую деловую модель вокруг этого "Дикого Запада", — рассказал он. — Если нам удавалось разоблачить какие-то преступления, иногда они прекращались. А если они прекращались, наша инвестиционная стоимость начинала расти».
Г-н Путин, который заявлял о том, что ему удалось положить конец мошенничествам, на самом деле тесно сотрудничал с олигархами. Он разорил одного из самых богатых олигархов Михаила Ходорковского, чтобы остальные согласились заключить с ним сделку и делиться с ним своими доходами. После разоблачений, сделанных г-ном Браудером, его в 2005 году выдворили из страны.
Спустя год российские власти провели рейд в московском офисе Hermitage, в ходе которого были захвачены корпоративные документы. Один из юристов Hermitage Сергей Магнитский провел расследование, после которого заявил, что чиновники использовали эти документы в своей мошеннической схеме, заработав на этом около 230 миллионов долларов. Г-на Магнитского арестовали, долго принуждали отказаться от своих слов, продержали в тюрьме 358 дней, отказывая ему в медицинской помощи. Он скончался в тюремной камере в 2009 году в возрасте 37 лет.
Г-н Браудер организовал кампанию за введение санкций в отношении ряда российских чиновников, причастных к этому делу, и в 2012 году в США был принят Закон Магнитского, который запрещал этим чиновникам въезжать на территорию США и пользоваться услугами американских банков. Однако большинство стран, в том числе Канада, решили не следовать примеру США. По словам г-на Браудера, они сочувствовали, но при этом не хотели вступать в борьбу с г-ном Путиным.
По мнению г-на Браудера, если бы тогда они это сделали, сейчас г-н Путин не сомневался бы в решимости Запада ввести санкции против России. Он уверен, что главный интерес г-на Путина — это его деньги.
«Это очень легко проверить. Денег слишком много, чтобы их можно было спрятать», — объяснил он. Его фирме удалось обнаружить большую часть тех 230 миллионов долларов, украденных в ходе мошенничества, раскрытого г-ном Магнитским, поэтому американские разведывательные службы могут с легкостью найти деньги г-на Путина, находящиеся в руках его доверенных лиц. По словам г-на Браудера, если бы ему предложили составить список чиновников, он бы включил в него членов кабинета г-на Путина и около 80% российских олигархов.
Да, они могут перевести свои деньги в Китай, но как только они окажутся в санкционном списке Казначейства США, они не смогут вести бизнес ни с одной компанией с американским долевым участием или открыть банковский счет. А когда олигархи, теряющие свои деньги, разозлятся, г-н Путин поймет, что его влияние начинает стремительно ослабевать.