Кого-нибудь из молодых людей сегодня волнует вопрос о том, как формируется современный мир? Создается впечатление, что нет; они пользуются благами виртуального мира, созданного смартфонами в их руках. Если нынешняя молодежь вернется на 25 лет назад (а это было не так давно), она столкнется с совсем иным миром и, конечно, с совершенно другими именами.
Андрей Сахаров, физик. Родился в 1921 году, внес огромный вклад в развитие ядерного оружия Советского Союза, который, как утверждается, навсегда остался в прошлом. Благодаря Сахарову между СССР и другой сверхдержавой — США — был создан баланс в сфере обладания ядерным оружием; в дальнейшем советский ученый стал одним из ведущих защитников прав человека в мире. Для меня его жизнь ассоциируется с историей жизни Альфреда Нобеля, изобретателя динамита, которого впоследствии поджидали большие разочарования. Когда Сахаров ушел из жизни в декабре 1989 года, он не имел возможности видеть, как распадается советская тоталитарная система, с которой он вел непримиримую борьбу. В некотором смысле писателю Александру Солженицыну, также сводившему счеты с этой системой, повезло больше: до своей смерти в 2008 году он мог наблюдать ее крушение и формирование нового мира.
Другой правозащитник, которого следует упомянуть в одном ряду с двумя этими именами, Мустафа Джемилев (Мустафа Абдулджемиль Кырымоглу), пока среди нас. На своем веку он пережил распад страны Советов (с советской системой он боролся наравне с Сахаровым и Солженицыным), а также создание на ее месте нового автократического режима, построенного на русском национализме. Джемилев родился в 1943 году. Когда вместе со своей семьей он был отправлен в изгнание в Среднюю Азию, он был еще совсем ребенком. В начале 1980-х годов он осознал ужасные последствия этой депортации, осуществленной советским режимом в борьбе против собственного народа, а именно крымских татар. Начиная с того времени он стал человеком мира, продолжающим борьбу за свой народ.
Кырымоглу снова не может въехать в Крым
Он был в Киеве, а 2 мая намеревался вылететь в Симферополь через Москву, где был остановлен представителями власти. 3 мая он снова попытался выехать, на этот раз на автомобиле, но ему снова не удалось это сделать.
Джемилев полагал, что смог вновь обрести потерянную родину в начале 90-х, когда советский лидер того периода Михаил Горбачев разрешил крымским татарам вернуться на родные земли. Но с присоединением Крыма к России он вновь потерял ее.
Российские официальные власти и сторонники России в Крыму настаивают на том, что Джемилев «выполняет задачи иностранных разведслужб».
Как ни странно, эти же слова он слышал от советских властей в 80-е годы. Вместе с Сахаровым он смог добиться свободы лишь после того, как на саммите в Рейкьявике в 1986 году президент США Рейган и Горбачев пришли к согласию. До этого времени определенную часть своей жизни он был вынужден провести в советских лагерях, о которых после выхода в свет известной книги Солженицына «Архипелаг ГУЛаг» заговорил весь мир.
Другой советский опыт
В Москве, видимо, мало что изменилось. Первомайские шествия на Красной площади (впервые после распада СССР демонстрации проходили на главной площади Москвы, и на этот раз скандировались «националистические лозунги»); отправка военнослужащих в соседние государства и вновь объявление Кырымоглу «врагом»!
На наших глазах происходит формирование новой советской системы, основанной на автократическом режиме и русском национализме.
Как отметил министр обороны США Хейгел в своем недавнем заявлении, на Украине Европа пробуждается «от своих грез о мире», в которые она погрузилась с окончанием холодной войны. Заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу открыто заявил, что альянс снова перенес Россию из списка партнеров в список врагов. Американский дипломат, который из посольства США в Москве пришел на второй по значимости пост в НАТО, отмечал: «События на Украине положили конец нашей многолетней стратегии по налаживанию отношений России и Европы, и теперь мы рассматриваем Россию не как партнера, а как противника».
Как только закончилась холодная война, продолжавшаяся в тени внушающей ужас системы ядерного сдерживания, наше поколение вздохнуло с облегчением, но спустя 25 лет мы снова находимся перед лицом похожей опасности.
Нам более или менее известно, какие события могут последовать дальше.
Мой совет молодежи — на некоторое время оторваться от флирта в социальных сетях или загруженных на мобильные телефоны игр и ознакомиться с историей холодной войны хотя бы в google.
Надвигается беда. Пусть они, по крайней мере, будут подготовленными.