Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

После плена: обстоятельства отправки миссии ОБСЕ на Украину подлежат расследованию

© REUTERS / Vasily FedosenkoНаблюдатели ОБСЕ в Луганске
Наблюдатели ОБСЕ в Луганске
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Миссия ОБСЕ на востоке Украины обернулась массой проблем, даже если с правовой точки зрения она была организована, как положено. Теперь, однако, предстоит расследование участия Германии в этой миссии – хотя бы для того, чтобы опровергнуть обвинения в шпионаже.

Миссия ОБСЕ на востоке Украины обернулась массой проблем, даже если с правовой точки зрения она была организована, как положено. Теперь, однако, предстоит расследование участия Германии в этой миссии – хотя бы для того, чтобы опровергнуть обвинения в шпионаже.

Министр обороны Урсула фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen) объявила, что обстоятельства отправки миссии наблюдателей на Украину, едва не окончившейся трагически, будут расследованы. Однако расследование причин, по которым члены миссии попали в заложники, представляется не самым лучшим решением. Правильнее было бы еще перед отправкой наблюдателей оценить целесообразность этого шага, а также обстоятельства, при которых они отправились туда, и связанные с этим риски.

Но именно этого ответственные лица, похоже, как раз и не сделали.

Нет сомнений в том, что члены миссии в своих действиях строго придерживались правил ОБСЕ. Так называемое Венское соглашение (документ, заключенный в 2011 году по результатам переговоров о мерах по укреплению доверия и безопасности – прим. пер.), на которую ссылается министерство обороны, предусматривает возможность отправки военных инспекторов. Для этого не требуется согласие всех без исключения стран-членов ОБСЕ.

Читайте также: Украине срочно нужна помощь

Расследование может быть целесообразным – как в данном случае с Украиной – для выяснения реального соотношения сил на спорных  территориях. Но этим целесообразность и ограничивается, потому что в остальном эта миссия не имела ничего общего с двумя другими крупными миссиями ОБСЕ, которые сейчас, в преддверии назначенных на 25 мая президентских выборов, находятся на Украине и которые были одобрены всеми странами-членами организации.

Тот факт, что о деталях поручения, которое имели захваченные в заложники сотрудники ОБСЕ, не говорилось вслух, пока они находились в плену, свидетельствует о том, что руководство организации испытывало чувство ответственности за этот инцидент. Но теперь об этом можно говорить открыто. В данном случае Россия целых два раза высказывалась против отправки наблюдателей в окрестности Славянска, но безуспешно. Однако приходится признать, что действие, против которого выступала так или иначе участвующая в этом конфликте сторона, было не самым умным. Зато возникло подозрение, что эти «высокопрофессиональные силы» (как их назвал представитель немецкого министерства обороны), захватившие наблюдателей ОБСЕ в заложники, были подосланы Россией.

Отправка наблюдателей из Германии, скандинавских стран и Чехии, одетых в гражданскую одежду, да еще и в сопровождении украинских военных (то есть противников сепаратистов) граничила с безответственностью. А вот если бы им предоставили униформу со знаками отличия ОБСЕ, то это могло бы в той или иной мере обезопасить членов миссии от агрессии со стороны пророссийски настроенных мятежников. А заодно это позволило бы избежать обвинений в том, что европейские  наблюдатели находились на востоке Украины со шпионской миссией.

Таким образом, совершенно справедливо, что теперь социал-демократы и «левые», а также депутат Бундестага  от фракции ХДС/ХСС Петер Гаувайлер (Peter Gauweiler) задают соответствующие вопросы. Несколько удивляет, конечно, что последний при этом критикует самих заложников за их поведение по отношению к похитителям. Но в общем и целом, требования по расследованию обстоятельств этой миссии совершенно справедливы. Ведь в данном случае речь идет о представителях вооруженных сил, которым, вполне возможно, в будущем предстоит участие в других миссиях ОБСЕ.