Около 100 миллионов китайцев живут в условиях крайней нищеты, и приблизительно 275 миллионов тратят менее 2 долларов в день. Подавляющее большинство бедных в Китае проживают в сельских районах, и для большинства надежда на лучшую жизнь кроется в городах, где легче найти более высокооплачиваемую работу. Действительно, за последние три с половиной десятилетия ошеломляющие полмиллиарда китайцев покинули сельскую местность, подняв долю городов в населении страны менее чем с 20% в 1980 году более чем до половины на сегодняшний день. К 2030 году, согласно прогнозам, 70% китайцев будут жить в городах.
Урбанизация Китая, несомненно, поддерживает впечатляющий рост страны и быстрое экономическое преобразование. Его города предоставляли дешевую землю и избыточный труд, в то время как местные органы власти были готовы привлекать инвестиции и создавать рабочие места.
Однако напряженность уже начинает проявляться. Китайская модель роста, обусловленная инвестициями и экспортом, теряет обороты. Неэффективный рост городов и заторы распространяются, подпитывая волнения среди фермеров, которые считают, что получили недостаточную компенсацию за потерю своих земель — а они являются жизненно важным источником обеспечения местного государственного долга (который в настоящее время составляет 30% ВВП).
Кроме того, увеличение разрыва между городами и сельской местностью усилило в стране неравенство в доходах и имуществе. Сильное неравенство также существует и в городах, в основном между теми, кто имеет хукоу (прописку), и мигрантами, у которых ее нет. Несмотря на то, что заработная плата мигрантов сейчас выровнялась, неравенство в доступе к сфере коммунальных услуг (для него необходима городская хукоу) гарантирует сохранение разрыва, ставя под угрозу жизненные перспективы и благополучие детей мигрантов, а также сдерживая будущее миграции.
Влияние экологических факторов также усугубляется. Хотя некоторые факторы загрязнения городской среды снижаются, урбанизация подвергает все больше количество людей воздействию плохого воздуха, увеличивая общие человеческие и экономические издержки.
Власти знают об этих проблемах и объявили о планах создания новой модели урбанизации, «ориентированной на людей», которая будет более эффективна, всеобъемлюща и экологически устойчива. В совместном докладе Всемирного банка и Центра исследований развития Госсовета КНР недавно был изложен план претворения этой модели в жизнь. Его успешная реализация, несомненно, улучшит условия для бедных во время следующей фазы урбанизации Китая.
Во-первых, план включает реформирование земельной политики. В соответствии с Конституцией Китая, городские земли принадлежат государству, а сельские земли - коллективам. Хотя земельные реформы последних трех десятилетий признали права собственности частных лиц и предприятий, права на землю в сельской местности остаются слабыми в сравнении с правовыми условиями для городских районов.
Укрепление фермерских прав собственности и ограничение возможности местных органов власти в плане экспроприации земель под расширение урбанизации приведет к тому, что города станут более компактными и эффективными, особенно с точки зрения использования энергии. Реформа также поможет консолидировать сельскохозяйственные угодья, продвигая более совершенные сельскохозяйственные технологии.
Земельная реформа также будет способствовать распространению богатства, поскольку более сильные права собственности приводят к росту цен на землю в сельских районах. Согласно одной из оценок, общая сумма компенсации, которую фермеры получили за свою землю в течение последних 20 лет, была на 2 триллиона юаней (322 миллиарда долларов США) ниже рыночной стоимости, что эквивалентно 4% от китайского ВВП в 2013 году. При инвестициях по ставкам в соответствии с ростом ВВП Китая эта неоплаченная компенсация на данный момент стоила бы около 5 триллионов юаней или почти 10% ВВП.
Во-вторых, реформа системы прописки хукоу может повысить производительность труда, сократить неравенство в доходах и ускорить урбанизацию. Несмотря на сохранение высокого уровня сельско-городской миграции, он по-прежнему ниже, чем можно было бы ожидать, учитывая размеры и уровень доходов Китая. Исключение трети городских жителей, не имеющих городской хукоу, от доступа к общественным услугам в конечном счете означает, что слишком большое количество людей, которые готовы оставить сельские районы, остаются привязанными к земле. Это мешает людям искать в городах более высокий уровень доходов, в то же время удерживая на низком уровне показатели производительности труда и заработной платы в сельских районах.
Хотя любой быстро развивающийся город сталкивается с так называемыми «горлышками» общественных услуг, их можно преодолеть. Япония и Южная Корея, например, распространили государственные услуги на свои быстро растущие городские районы, не теряя при этом мобильности. Как отмечается в докладе Всемирного банка ДРК, Китай может сделать то же самое, привязывая государственные услуги к месту жительства, а не к месту рождения. Более того, когда у детей мигрантов будет возможность переехать к своим родителям в города и получить хорошее образование, следующее поколение также будет иметь больше шансов вырваться из бедности.
Упрощение миграции не только открыло бы новые возможности в городах; оно также ускорило бы сельскохозяйственную трансформацию, поскольку меньшему числу оставшихся работников сельского хозяйства потребовалось бы приобрести новые навыки для повышения производительности и заработной платы.
Однако, чтобы реализовать земельную реформу и реформу хукоу, необходимо привести в порядок бюджетную систему Китая. Более сильные права собственности для фермеров лишат городские власти доходов от передачи земель, необходимые для предоставления общественных услуг новым городским мигрантам. Помимо этого, рост миграции будет означать больший спрос на эти услуги.
Поэтому города должны будут найти новые источники дохода. Налог на имущество или местные надбавки к личному подоходному налогу будет нацелены на тех, кто больше всех выигрывает от городской жизни. Экологические платежи и сборы — такие, как более высокие регистрационные сборы с автотранспортных средств, платежи за загрязнение и улучшенное возмещение затрат на коммунальные услуги — также могут помочь при одновременном решении проблем городской среды.
Также существует возможность аккумулировать большие потенциальные сбережения. Согласно прогнозам, города Китая в течение следующих 15 лет потратят около 5,3 триллионов долларов на инфраструктуру; однако более уплотненные и более эффективные города позволят сэкономить около 1,4 триллиона долларов (15% от ВВП 2013 года) из этих расходов. Эти деньги можно было бы вложить в дополнительную медицинскую помощь, образование и низкобюджетное жилье, необходимые для новых мигрантов.
Граждане Китая, особенно его бедняки, выиграют от сдвига в политике правительства от физического расширения городов и инфраструктуры к обеспечению лучшего и более справедливого распределения государственных услуг. Достижение этой цели действительно позволит провести урбанизацию, ориентированную на людей, к которой так стремятся власти.