Саудовская Аравия недавно заявила о том, что атеизм и исламистский терроризм являются тождественными преступлениями с точки зрения закона. По мнению руководства Саудовской Аравии, отсутствие веры в Бога и борьба от его имени — хотя это полярные противоположности — представляют одинаковую угрозу и вызов религиозному согласию. Но что же есть такого в атеизме, что позволяет руководству этой страны считать его столь устрашающим? И возможны ли вообще различные типы атеизма в мусульманском мире?
Несмотря на преобладание образа преследуемых отступников, поддерживаемых западными атеистами и поливаемых грязью исламскими институтами, существуют атеисты в исламском наследии, которые необязательно совпадают с перечисленными стереотипами. Я хотела бы провести различие между индивидуальным атеизмом как вопросом веры и позицией публичного провозглашения себя атеистом, или «бывшим мусульманином», если сказать более резко. Первый вариант — это личная позиция, тогда как второй — это политическая позиция, бросающая вызов власти.
Что касается атеизма в мусульманском мире, то, на мой взгляд, существует своего рода тайный сговор, похожий на принцип «не спрашивают - не говори» в американской армии по поводу гомосексуальности. Если мусульманин отступает от традиции и перестает верить в Бога, то ему не выносится никаких порицаний, если только он не начинает заниматься прозелитизмом. И, действительно, проведенный в 2012 году компанией WIN-Gallap International опрос показал, что около 5% опрошенных жителей Саудовской Аравии считают себя атеистами. По словам Султана аль-Кассеми (Sultan al-Qassemi), это «сравнимый показатель с Соединенными Штатами и некоторыми частями Европы».
Однако эти атеисты практически анонимны в публичной сфере, и они «раскрывают» себя в лучшем случае перед членами семьи и своими друзьями. Стресс, связанный с изменениями в вопросах веры в строгом религиозном обществе, невозможно переоценить. В практическом смысле быть атеистом в отдельных частях мусульманского мира или даже в некоторых мусульманских семьях на Западе, означает притворство и молчание.
При этом необходимость проявлять религиозные чувства, когда таковых не имеется, может иметь серьезные психические последствия. Существуют также люди, которые годами не молились, не постились и не ходили в мечеть, и при этом никто не требует от них никаких объяснений.
Именно здесь и становится понятным различие между атеистом и бывшим мусульманином. Мало кто определяет себя как «бывший христианин» или «бывший иудей». Ярлык «бывший мусульманин» представляет собой идентификацию, убежище, политическое заявление, которые не следует путать с простым отсутствием веры в Бога.
У этого явления есть много общего с новой традицией западного атеизма, который больше внимания уделяет публичному отрицанию религии, чем просто отсутствию веры. Различие состоит в том, что первый вариант имеет возможность процветания в секуляризированном обществе, где связи между общинами ослабли, а отдельные люди больше озабочены вопросами самовыражения. Мусульманские общества спокойно и толерантно относятся к мятежным действиям любого рода — от сексуальной сферы до религии. Однако религия, семья, общество и политика формируются вокруг общин, и поэтому провозглашение себя атеистом в публичном пространстве означает выступление, направленное против основ самого общества.
Несмотря на существование в исламском законе смертной казни за вероотступничество — это наказание только тогда может рассматриваться, когда при отсутствии политической мотивировки и вредоносных целей имеют место публичные заявления об антитеизме, — существует, тем не менее, возможность быть атеистом без обязательного отрицания мусульманской культурной идентичности и наследия. Аналогию здесь можно провести с атеистами из христианской традиции, которые все еще хотят вступать в церковный брак, крестить своих детей, и способны оценить важность религии или потребность в ней у других людей.
Непризнание того, что атеисты в мусульманском наследии могут сделать такой же выбор, означает дальнейшее ограничение возможности существования здорового и плюралистического ислама, такого ислама, который состоит не только из верующих и отступников.
Тот способ, с помощью которого исламские власти — от правительств до расширенных семей — выступают против «вероотступничества», показывает нам, что под сомнение следует поставить использование религии в целях установления контроля. Самим мусульманам нужно расширить пространство для неверующих, включив в него и публичную сферу, с помощью критики в адрес тех структур, которые определяют это пространство, но и западным людям, озабоченным судьбой бывших мусульман, следует понять, что существуют разные способы неверия в Бога.