Личность ученика играет слишком большую роль при выставлении оценки — так считают исследователи в области темперамента.
Темперамент толкуется как врожденная особенность реагировать и выражать свои чувство. Его доля в полученной учеником оценке составляет до 40%, отмечается в свежем исследовании профессора психологии Лийсы Келтикангас-Ярвинен и доктора наук Сари Муллола из Университета Хельсинки.
Учительница начальных классов школы Мюллюпуро в Хельсинки Эва Карьюла (30) занимается заполнением весенних ведомостей. Часть оценок удается поставить с ходу, насчет наиболее сложных случаев ей приходится размышлять несколько недель.
«На итоговую оценку влияют результаты итоговых и промежуточных тестов, активность на уроке и т.д. Мне бы хотелось при необходимости суметь обосновать выставленную оценку ученику и его родителям», — говорит Карьюла.
Поднять руку или проявить активность на уроке — это, по мнению Карьюла, будет только плюсом для ученика: «Активного поощрят всегда, но по-настоящему профессиональный педагог должен поддержать и скромного ученика».
В исследовании Сари Муллола отмечается, что баллы снижаются, если темперамент «не подходит для школы». Скромность, плохое настроение напрямую сказываются на ухудшении успеваемости. Это в особенности проявляется в случае с мальчиками.
В Финляндии гендерная разница в школьной успеваемости является самой большой в западных странах.
«Если мальчик ведет себя так, как того хочет школа, его не поощряют таким же образом, как девочек. Изъятие фактора „темперамента“ при оценивании результатов, позволило сократить различие в оценках по дисциплине „родная речь“ между мальчиками и девочками на 65%. Обычная ситуация, когда „неподходящий“ для школы темперамент наказывается», — говорит Муллола.
Особенно не приветствуется в школах скромность мальчишек. Это отщипывает от каждой итоговой отметки, как минимум, четверть.
В классе Эвы Карьюла занимаются преимущественно мальчики, и среди них имеется много различий.
«Я пытаюсь не забывать о влиянии темперамента на поведение ученика. Тем не менее, в образовательные программы вписано положение об обучении вполне определенным социальным умениям, поэтому порой сложно подключить ребят к процессу обучения».
Активность на уроке есть часть темперамента ученика, и это не должно сказываться на выставлении оценок.
Предстоящей осенью Национальным управлением образования Финляндии будут обнародованы новые критерии по хорошим компетенциям, будет введена оценка «8». Причиной является давняя дискуссия о том, насколько различной является система оценивания в разных школах: в некоторых «восьмерку» можно получить, не прилагая особого труда.
Несмотря на это, оценивание труда учеников не будет подвергнуто особым изменениям. Советник по вопросам образования, ответственная за предстоящую реформу, Ирмели Халинен подчеркивает важность самостоятельности школьников.
«Очевидна недостаточность общенациональных критериев. Нам нужно обратить особое внимание на профессиональный подход педагогов, а также на саму ситуацию, в которой находится ученик».
Профессор психологии Лийса Келтикангас-Ярвинен считает, что это может привести к учительскому волюнтаризму: «Никто не может сказать, на что они (учителя) действительно обращают внимание. Процесс выставления отметки является исключительно субъективным процессом, на него влияют стиль работы ученика и его темперамент».
Разница в сотые доли полученных оценок оказывают влияние на последующее обучение, что лишний раз доказывает то, насколько велико их значение.
Исследователи в области темперамента считают более справедливым проведение общегосударственных тестов. Вся международная практика говорит в пользу такового.
«В Европе и Северной Америке оценивание успеваемость проводится на основании стандартизированных тестов. В Швеции и в некоторых европейских странах наблюдается переход к общегосударственному тестированию, что гарантирует некий универсальных подход в оценивании», — говорит Келтикангас-Ярвинен.
А вот Ирмели Халинен считает, что такого рода тестирование привело бы к упрощению обучения.
«Письменный тест, пройденный за один день, создал бы негативный прецедент, породив рейтинг школ, а это только ухудшило бы общую ситуацию. Напомню, что многие европейские страны далеко отстали по школьным успехам от Финляндии», — подчеркивает Халинен.
Учитель «родной речи» школы Мюллюпуро Айя Яконен не в восторге от введения общенационального тестирования: «Старшие классы станут похожими на лицеи, а я занималась бы только подготовкой учеников к тестированию».
Ирмели Халинен признает, что различия между школами представляются существенной проблемой, над которой нужно работать.
К сожалению, учителя плохо осведомлены в современных критериях выставления оценки. По мнению Келтикангас-Ярвинен, для них следует разработать четкие рекомендации, а не предоставлять больше свобод в оценивании труда учеников.
Для Айи Яконен наибольшую сложность и дискомфорт представляет выставление конечной оценки. Для получения «восьмерки» требуется соответствовать длинному списку требований.
Дополнительные рекомендации не помешали бы и Эве Карьюла.
«Субъективность осталась бы на втором плане. Кто-то из педагогов при выставлении оценок более реалистичны, для кого-то оценка — это форма поддержки ученика. Я считаю необходимым, чтобы педагоги в своей профессиональной среде сумели бы обсудить критерии выставления отметок», — говорит Карьюла.
Оценка должна поддержать ученика, помочь ему, и ведь что советуют обычно: «Если ты сомневаешься, оценить ли на „девятку“ или на „восьмерку“, то поставь „девятку“. От тебя не убудет».