Каждый эстонский член Европарламента имеет возможность использовать 20 000 евро в месяц, на которые может нанять до пяти советников. До сих пор они оставались в тени. Eesti Päevaleht отыскала их, чтобы выяснить, какую работу они делают, и обнаружила, что в подчинении у евродепутатов доминируют верные партийцы.
Оказалось, что самый надежный способ оказаться в Брюсселе рядом с евродепутатом — это активная работа на благо партии. Биографии некоторых нынешних советников доказывают, что на пользу идут несколько лет работы в управе части города, в парламентской фракции или штаб-квартире партии — и вы уже получаете возможность вырваться на просторы Европы!
Хороший пример — советник Ивари Падара, бывший генеральный секретарь соцдемов Рандел Лянтс. Он как профессиональный политик получил благодаря партии несколько рабочих мест. Был в Брюсселе и при Тоомасе Хендрике Ильвесе, до апреля нынешнего года помогал Падару, который теперь стал министром сельского хозяйства. После ухода Падара Лянтс стал помогать Катрин Сакс, занявшей место Падара в Европарламенте.
В качестве советника Лянтс передал довольно большую часть своей зарплаты в партийную кассу: в прошлом году он пожертвовал соцдемам в общей сложности 13 000 евро, или почти три месячные зарплаты. «Никаких процентов от зарплаты никто не назначал, нельзя никого принудить жертвовать, но добрый обычай предусматривает, что, если кто-то получает за то, чтобы занять какую-то позицию, помощь от партии, он должен что-то ей и вернуть», — обосновал он пожертвования.
Падар подтвердил, что у соцдемов существует обычай, так сказать, платить десятину: «По совести. Это совершенно естественно, что у депутатов и людей, которые служат при них, есть свои обязательства перед партией».
Падар нанял и другого однопартийца, бывшего депутата Рийгикогу и ликвидатора ВЭБ-фонда Рейна Ярвелилля. Нанимать подобных ему политиков со стажем в ассистенты — скорее, редкость, так как предпочтение отдается в основном молодым деятельным партийцам.
Например, Ану Кикас, советница Кристийны Оюланд, вступившая в Партию реформ через два месяца после своего 18-летия. Однокурсники по университету вспоминают, что ее комнату в общежитии украшали плакат Андруса Ансипа и игрушечный алтарь с предвыборными «заманушками» Партии реформ.
Когда Eesti Ekspress обнародовал связанное с Оюланд дело о мошенничестве с голосами избирателей на внутренних выборах в Партии реформ, в немилость попала и Кикас, которая подстрекала к фальсификации у себя дома, в Вырумаа. В феврале этого года она вышла из партии.
Второй советник Оюланд — Карл Коорт — не член партии. Прежде он работал юристом частной авиакомпании Panaviatic, тогда ему было лишь 22 года. Panaviatic руководил в то время его брат Кен Коорт, реформист со стажем, делавший партии и пожертвования.
Четыре года проработал в центристской фракции Рийгикогу магистрант ТТУ Микк Пиккметс, который затем сделался советником Вильи Сависаар-Тоомаст.
Ее второй ассистент — беспартийный хирург-резидент Эдгар Липпинг. Сависаар-Тоомаст пояснила выбор так: «Я — председатель совета центральной больницы, он — студент в сфере здравоохранения. Занимающиеся медициной люди обычно общаются между собой».
С большим удовольствием Сависаар-Тоомаст рассуждает о зарплате, которую платит своим помощникам. Пиккметс трудится с полной нагрузкой — получает в районе 4000 евро в месяц, Липпинг — с частичной нагрузкой, получает на тысячу меньше. Если в бюро появится практикант, будет получать примерно 1000 евро.
«Зарплата значительно выше, чем была у меня в Эстонии, когда я был советником вице-мэра. В то же время и арендная плата за жилье в Брюсселе приблизительно такая же, какой была моя эстонская зарплата», — рассуждает Хенри Казело, советник Сийри Овийр. Переезжая в Европу, он был центристом, а, вернувшись, стал социал-демократом.
Советники евродепутатов должны следить за происходящим в зале парламента и комиссиях, докладывать депутату о самых важных пунктах повестки дня. Подавляющую часть рабочего дня занимают подготовка документов, составление плана работы и т.п.
Но отнюдь не все советники жаждут попасть в Европу. Другая возможность — делать дела в бюро в Эстонии. Сийри Овийр консультируют здесь инфоспециалист Национальной библиотеки Май Вээрманн и борец за права детей Хелика Саар. Последняя получила в 2006 году от Овийр стипендию, а позже — место в Брюсселе.
Тунне Келам — единственный евродепутат из Эстонии, который открыл в Таллинне отдельное бюро, в которое нанял жену бывшего члена Рийгикогу и исамаалийтчика Андруса Виллема — Каю Виллем.