Одним из последствий снижения уровня присутствия Запада в Афганистане стало усиление российско-индийских связей в области безопасности. В то время как Дели в последние годы пытался диверсифицировать свои отношения в области обороны, в том числе за счет расширения связей с Соединенными Штатами, необходимость предотвратить возвращение к власти в Афганистане Талибана придала второе дыхание сотрудничеству в области безопасности с Москвой. До последнего времени их совместное участие в афганских делах было преимущественно дипломатическим. Однако в печати появились сообщения о новой договоренности в области поставок вооружений, в соответствии с которой Индия будет закупать оружие у России для поставки афганским военным, а также вместе с Россией будет финансировать расходы по восстановлению созданной еще Советами собственной военной промышленности Афганистана.
Россия и Индия разделяют некоторые цели в отношении Афганистана. Оба государства хотят не допустить возвращения афганского Талибана к власти. В 1990-е годы Талибан как партизанские силы и как правящая партия спонсировал террористические операции, направленные против индийских и российских целей, а также против соседних стран Центральной Азии. В течение последнего десятилетия Москва и Нью-Дели получали выгоду от проведения военной операции в Афганистане, однако теперь они опасаются того, что понижение уровня присутствия коалиционных сил приведет к ухудшению ситуации в области безопасности в этой стране.
Однако ни Россия, ни Индия не хотят вводить в Афганистан свои собственные боевые подразделения. Русским еще надо прийти в себя после катастрофической советской оккупации Афганистана в 1980-х годах, которая привела к росту исламистских движений по всей Евразии. У индийцев имеется свой неудачный военный опыт в Шри-Ланке, где они были втянуты в сильно затянувшуюся операцию против повстанцев. Поэтому и Россия, и Индия непрямым путем оказывают поддержку Афганским национальным силам безопасности (ANSF), а также предоставляют невоенную экономическую помощь.
Правительство Афганистана, со своей стороны, призывает и Россию, и Индию к тому, чтобы они увеличили свою помощь в области безопасности. Афганская армия и полиция все еще находятся в стадии формирования, однако их размеры уже превышают возможности афганского правительства в том, что касается общих затрат на их содержание. Кабулу в ближайшие годы потребуются миллиарды долларов иностранной помощи. Кроме того, враждебность афганского президента Карзая по отношению к западным союзникам увеличилась, и при этом возросли его усилия, направленные на развитие связей с другими иностранными державами. Помимо России и Индии, он также пытается расширить контакты с Китаем и Ираном.
В своем Соглашении о стратегическом партнерстве с Кабулом, заключенном в 2011 году, Индия согласилась проводить подготовку афганских офицеров и предоставить легкие виды вооружений, предназначенные для борьбы с повстанческими группировками. Во время визита Карзая в Индию в декабре 2013 года правительства обеих стран объявили об укреплении своих связей в области обороны. Так, например, Индия пообещала утроить количество проходящих у нее подготовку солдат Афганских национальных сил безопасности и довести их ежегодное количество до 1000 человек. Вместе с тем индийские официальные лица ответили отказом на просьбу Карзая предоставить вертолеты, танки и другие виды тяжелых вооружений, сославшись на свои собственные ограниченные возможности, отсутствие безопасных транспортных маршрутов из Индии в Афганистан, необходимость получить согласие у России на передачу предоставленного еще Советами оружия, а также на возражения со стороны Пакистана и Соединенных Штатов.
Недавняя сделка между Россией и Индией позволяет обойти некоторые препятствия этим двум странам, пытающимся играть более значимую роль в области безопасности в Афганистане. В Нью-Дели считают, что Индия имеет возможность приобрести новые вооружения для Афганистана, а не брать их из своих собственных ограниченных запасов, а еще она может договориться с Россией о транспортировке вооружений непосредственно в Афганистан в соответствии с уже существующей практикой НАТО, которая заплатила России за поставку вертолетов и обучение афганских правительственных вооруженных сил. Для Москвы поддержка Индии в области поставок вооружений Афганистану происходит в удачное время, поскольку закупки со стороны НАТО теперь заморожены или сокращены из-за кризиса на Украине. Россия также получает пользу от возобновления своих региональных связей в области безопасности с Индией, и это происходит в тот момент, когда другие страны избегают контактов с Россией из-за ее политики в отношении Украины.
Сделка с Индией придаст также более мощный импульс проходящему в настоящее время процессу нормализации Москвой своих отношений с Афганистаном. Россия выразила недовольство по поводу решения НАТО относительно вывода большей части сил Альянса - если не всех вообще - из Афганистана к концу этого года. Москва считает, что вывод войск приведет к повышению террористической и наркотической угрозы - в том числе угрозы со стороны возможных беженцев - для России и ее соседей. На фоне происходящего в последние два года вывода войск союзников русские возобновили масштабные инвестиции в Афганистан: они стали модернизировать фабрики, открывать культурные центры, а также восстанавливать другое разрушенное наследие периода советской оккупации. Поскольку воспоминания об этом болезненном периоде все больше затмеваются трагедиями последнего времени, афганцы в целом приветствуют эту помощь. Растущее влияние России в Кабуле уже принесло определенные дивиденды: правительство Карзая было одним из немногих, поддержавших аннексию Крыма Москвой.
Некоторые вопросы заслуживают постоянного внимания для оценки общего значения этой сделки. Прежде всего, следует понять, насколько важными будут поставки вооружений с точки зрения их размера, типов вооружений и их относительного значения? Объявленный план начинается с поставок стрелкового оружия и боеприпасов, однако есть данные о том, что участники сделки могут вскоре рассмотреть предоставление более тяжелых видов вооружений, в том числе бронетранспортеров и вертолетов. Относительная важность этих сделок частично зависит от того, какую дополнительную иностранную военную помощь получит Кабул. Если войска НАТО покинут Афганистан в конце этого года, то Афганские национальные силы безопасности окажутся в еще большей зависимости от российских и индийских поставок вооружений.
Другой ключевой вопрос состоит в том, каким образом Иран, Пакистан и Китай отреагируют на происходящие события. В 1990-е годы Иран был третьим по значению региональным партнером вместе с Индией и Россией в том, что касалось поддержки настроенного против Талибана Северного альянса. Будет ли Иран участвовать в этой новой сделке, рискуя тем самым вызвать негативную реакцию Пакистана и Китая? Исламабаду, несомненно, не нравится новая сделка, и он может увеличить свою помощь афганским талибам, которых пакистанцы считают своими очень важными ставленниками для противодействия индийским интересам в Афганистане.
Пока Китай был удовлетворен тем, что другие страны играли ведущую роль в обеспечении безопасности в Афганистане. Однако Пакистан может обратиться к Пекину с призывом организовать совместный фронт против общего соперника, то есть против Индии. С другой стороны, Пекин заинтересован в поддержании хороших связей с Москвой, и поэтому он проявляет осторожность в том, что касается активного вовлечения в афганские дела, и пытается отговорить Исламабад от поддержки региональных террористических движений.
Отношение американского правительства к этим событиям также неясно. Вашингтон и его союзники могут приветствовать тот факт, что региональные державы берут на себя большую долю бремени по защите Афганистана и их международных партнеров от Талибана. Вместе с тем американские дипломаты пытаются снизить озабоченность Пакистана в связи с предполагаемым ростом влияния Индии в Афганистане после сокращения там западного военного присутствия. Вашингтон пытается побудить Исламабад к тому, чтобы он оказал давление на Талибан и заставил его присоединиться к процессу регионального мирного урегулирования. К тому же рост влияния России в Южной Азии в меньшей степени приветствуется после Украины.
Тем не менее американское военное присутствие в Афганистане сокращается, и Вашингтон, судя по всему, будет вынужден согласиться с уменьшением своего влияния на будущее геополитическое развитие этого региона. Кроме того, многое будет зависеть от масштабов и влияния российско-индийского сотрудничества. В принципе, приветствуются любые усилия, направленные на стабилизацию Афганистана. Но если эта сделка придаст новый импульс укреплению российско-индийских связей или приведет к негативным последствиям в Пакистане и в других местах, то в таком случае она может встретить более холодный прием в Вашингтоне.
Ричард Вайтц – старший научный сотрудник Гудзоновского института (Hudson Institute), а также старший редактор World Politics Review.